Главная страница
г. Москва,  м. Чистые пруды, Китай-город
+7 (926) 811-31-65 (WhatsApp)
v-psy@list.ru
Жить вместе с течением жизни

Описание психотерапевтического процесса

рис. 1. Формы отчуждения / диссоциации
(модель развития избегающего поведения)
рис. 2. Круг творческого присутствия
В этой заметке я представлю описание процесса психотерапии с точки зрения Терапии творческим присутствием.

В описании процесса, который производится в разговорной практике, я опирался на фокусинг (Ю.Джендлин), поскольку он, как никакой другой метод, близок практике Терапии творческим присутствием (некоторые отличия всё же имеются), только производится не в артовой модальности, а в привычной нам речевой.


1) Всякая психологическая проблема возникает как проявление проблематичности процесса переживания.
Психогенное расстройство развивается как следствие нарушения процесса переживания.


2) Нарушение процесса переживания происходит вследствие отчуждения (рис.1):
  • от трудных обстоятельств и отношений (избегание близости, отвержение реальности);
  • от чувств и ощущений, которые рождаются в этих обстоятельствах (избегание напряжения, тревоги, страха и т.п.);
  • от самоопределения в этих обстоятельствах, личной позиции (избегание выбора, ответственности, присвоения обстоятельств своей жизни, отвержение и обесценивание себя);
  • от самостоятельного решения, содержательного поведения (избегание поступка).


3) Психотерапия – это процесс интенсификации переживания:
  • чувств, внимания к телесным ощущениям,
  • осмысления своего отношения к обстоятельствам своей жизни,
  • включения в эти обстоятельства (своим интересом, через осознавание своих нужд, определение личного значения и важности этих обстоятельств),
  • переосмысления личностной позиции,
  • собирания себя воедино в личностно значимых решениях и поступках.

Это процесс определённой внутренней работы.


4) Основа психотерапевтической практики – исследование своего переживания, исследование себя.
Изменения, к которым хотелось бы прийти – это цель. Но цель – не является содержанием работы, она является лишь маяком, ориентиром. То есть изменения не являются содержанием работы! Усилия направляются не на то, чтобы вызвать в себе изменения.
Изменения происходят в результате работы по исследованию себя, своего отношения к себе, к другим, смысла своих выборов и поступков и т.д., и – целенаправленного, систематического совершения выборов и поступков, ведущих к удовлетворению здоровых потребностей и личностно значимых ценностей.

Необходимо не «решать проблему», а находиться в процессе себя, знакомиться со своим переживанием, со своей проблемой: что является проблемой? как я её создаю?


5) Основная психотерапевтическая практика заключается в замкнутом цикле «творческого присутствия»: внимание-включение-проживание-выражение (рис. 2).

Это и есть то, как мы интенсифицируем переживание, как вступаем в него. Интенсифицируем мы его своим вниманием к тому, чего раньше избегали.

Попытки себя улучшить, критиковать, обвинять, обесценивать, ругать и т.д. и т.п. являются не интенсификацией переживания, а способом избегания какой-то боли, способом диссоциирования с каким-то болезненным опытом.

Итак...

А) Внимание

Сядьте удобно. Почувствуйте, как вы сидите. Ощутите своё тело. Если хотите, закройте глаза. Обратите внимание на своё дыхание, на самочувствие, состояние, в котором вы сейчас пребываете, на настроение, на чувства, которые вы переживаете прямо сейчас.
Обратите внимание на тот контекст жизни, в котором вы сейчас находитесь и по поводу которого вы сейчас переживаете то, что переживаете.
Если ваше состояние связано с неким событием или отношениями, то начните вспоминать ситуации (одну или несколько), касающиеся вашего состояния и того, что вас сегодня волнует и заботит. Начните вспоминать людей, которые, возможно, в этой ситуации присутствовали, другие детали, которые важны для вас. Обратите внимание на то, что переживали люди, которые тогда были рядом с вами. Заметьте своё отношение к тому, что происходило с вами.

Обратите внимание на всё то, что вас трогает и заботит:
  • на волнующие обстоятельства;
  • каким вы себя чувствуете в этих обстоятельствах (какой я? кем я себя считаю?);
  • что выбираете;
  • что означает для вас происходящее;
  • что вы чувствуете и ощущаете.


Б) Включение

Включитесь, вчувствуйтесь в свои чувства и ощущения. Для этого, думая о том, что вас заботит, часть внимания переведите на тело и побудьте некоторое время включённым в себя: одновременно думайте о заботящей вас ситуации и осознавайте чувства и ощущения, которые она порождает. Какое чувство-ощущение рождает эта ситуация? (вы как-то к ней относитесь и это рождает какие-то чувства и ощущения).
Уловите целостное ощущение этой ситуации. Где в теле переживание этой ситуации сейчас собирается, сосредотачивается? Как вы ощущаете эту ситуацию? (не что вы думаете о ней, а как её ощущаете телесно, что с телом происходит, когда вы о ней думаете?)


В) Проживание

Откройтесь переживанию, впустите его в себя. Позвольте вашим чувствам заполнить вас. Позвольте быть всему, что вы будете чувствовать и ощущать.
Не теряйте себя из своего осознавания: обнаружьте себя в пространстве своего переживания, обнаружьте себя-переживающего. Какой вы сейчас, когда переживаете это?
Позвольте себе сейчас быть таким. Будьте таким, каким себя сейчас чувствуете. Не сдерживайте никак своё переживание – что идёт изнутри, что накатывает, в это и погружайтесь, позволяйте этому быть.


Г) Выражение

Выражать переживание мы можем по-разному. Я опишу два способа, которые обычно использую в своей работе.


  • АрТ (художественное выражение)

Позвольте вашему ощущению переживания, выразить себя в тех цветах, образах и движениях, которые будут наиболее ему соответствовать. При выражении какими движениями ощущение будет наиболее ощутимым, чувства наиболее сильными? Какие движения руки, какой цвет, какие образы будут их усиливать?
Сохраняйте внимание к ощущению переживания в ходе всего процесса – замечайте, в каком месте тела зарождается и сосредоточивается ваше переживание. Именно из этого ощущения и производи́те свои действия.

Установите чувственную связь между ощущением переживания и движениями руки!
Для этого двигайте рукой так, как это нужно вашему переживанию, чувствуйте каждое ваше движение на листе. Так ли сейчас движется моя рука, как я чувствую? Пусть ваше переживание управляет вашей рукой.
Поддерживайте эту связь в течение всего процесса. В этом случае само переживание начинает управлять движениями руки, а вы будете находиться в сердцевине переживания, чувствовать его изнутри; тогда уже не вы его проявляете, а оно проявляет себя через вас. И чем более вам будет удаваться поддерживать такую связь, тем более заметным/ощутимым будет телесное ощущение переживания.
Установление такой связи вы обязательно почувствуете физически: ваши чувства и ощущения станут ярче, заметнее для вас.
После того, как связь между движением руки и ощущением переживания установлена и переживание «потекло» на лист, можно начать вникать в детали переживаемого: что сейчас для меня значимо? что я делаю и как я к этому отношусь? какой я сейчас? чего хочу? в чём нуждаюсь? и т.д.

Рисовать можно всё что угодно и как угодно. Просто заполняйте пространство листа теми цветами и теми формами, которыми вам захочется. Это могут быть знакомые вам образы, может быть абстрактная «мазня» или просто закрашивание листа цветом (цветами) – главное, чтобы то, что и как вы проявляете, соответствовало вашему переживанию.
Какая форма наиболее подходит для выражения вашего переживания, какой цвет, какие движения, какая сила нажима, какой изобразительный материал?

  • Слово (речевое выражение)

То, что вы сейчас ощущаете, на что это похоже? Какие вам приходят ассоциации, образы?
Позвольте своему телесному ощущению ситуации, выразить себя в словах, рассказать о себе изнутри. Какие слова для выражения вашего ощущения сейчас больше всего подходят? Что будет самым точным?
Выскажете и проверьте по ощущению: это точно или не очень? Если не очень точно, то подыщите что-то более точное…
Когда вы рассказываете, выражаете переживание, будьте вниманием в своих ощущениях, в том месте тела, где ваше переживание сосредоточено. И замечайте, каково вам сейчас, теперь, когда вы рассказываете вот это, вот так выражаете свои чувства и ощущения, вот так проявляете себя – что сейчас происходит с тем, что вы ощущаете?
На что сейчас это похоже? Какие образы и слова будут наиболее точными для него?
И продолжайте выражать его, но уже находя другие образы и слова – те, которые будут точными сейчас, в эту минуту (изменения могут происходить каждую минуту, а могут происходить более медленно).


6) Смысл всего этого –
дать возможность переживанию развиваться.



Литература:

1)
Ляшенко В. В. Терапия творческим присутствием: Теория и практика / В.В. Ляшенко. — [б. м.]: Издательские решения, 2021
2) Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями. – М.: Корвет, 2018



© В.В. Ляшенко
Москва, 03.12.2021

статьи, события, актуальная информация
 
г. Москва, +7 (926) 811-31-65; v-psy@list.ru
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все материалы, представленные на сайте, являются авторскими.  Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора. 
При цитировании  материалов сайта активная ссылка обязательна:
http://v-psy.ru

© 2022 
Виктор Ляшенко
Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru