кабинет психолога Виктора Ляшенко
тел.:  +7 (926) 811-31-65
e-mail:  v-psy@list.ru

г. Москва
Психолог в Москве
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
________________________
терапевтическая группа "Присутствие"
арт-терапия в группе
учебно-терапевтический семинар по ТТП
учебно-терапевтическая группа по ТТП
присутственая арт-терапия
Мандалы разных культур для скачивания
магические мандалы
Свобода как противоположность независимости
Статья психолога Виктора Ляшенко
«Только тогда ты можешь называться свободным,
когда будешь на себе носить одно иго необходимости»
(Пифагор)
Думаю, что каждому в своей жизни приходилось переживать состояние стеснённости кем-то и желание освободиться от этой стеснённости. Мы можем восклицать: «Дайте мне свободу!» - но чего при этом мы на самом деле хотим, чего добиваемся и что обретаем, зачастую остаётся вне зоны нашего внимания.
Что такое «свобода», чего мы требуем и от чего отказываемся, когда у нас звучит этот возглас?
 
На одном из психологических порталов я предложил психологам такую тему к обсуждению. Было высказано много разноплановых мнений относительно того, что такое свобода:
- свобода — это любовь к себе
- свобода — это союз с совестью
- свобода – это независимость
- свобода – это право мыслить по-своему
- свобода – это иметь своё мнение
- свобода – это быть хозяином своего времени
- свобода — это степень осознанности своей жизни
- свобода может быть выражена в материальных благах, которые дают больше возможностей в реализации себя.
- свобода бывает внутренней и внешней
- свобода – это исключительно внутреннее состояние души
 
В каждом из этих определений, безусловно, имеется нечто существенное для понимания сущности свободы. Однако меня они всё же не удовлетворяют.
Исходными посылками в моём размышлении были два диаметрально противоположных определения свободы, которые мы можем обнаружить в словарях:
 
Первое определение - определение по Шанскому:
«Свобода. Общеславянское. Суффиксальное производное от той же основы, что свой, особа, старославянское свобьство, собьство «особенность». Свобода буквально – «своё, собственное, отдельное от других положение» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001, с.139).
 
Второе – по Черных:
«Свобода. Не вполне ясное (и только славянское) образование, но, несомненно, от индоевропейского корня *se-: *sue- (: *seue-): *s(e)uo- [тот же корень в русских свой, себя, собою]. Индоевропейская основа, по-видимому, *s(u)e-bho-: *s(u)o-bho. От этой основы, кроме общеславянского *svoboda, образовано еще старославянское собьство (наряду с древнерусским и старославянское собьство – «свойство» и «существо», «общность») – «личность», «лицо». Таким образом, с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности – словом, к своим» (Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 2 т. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 1999, с.148)..
 
Итак, у нас имеются два разных смысла свободы:
  • «свобода – это делать по-своему»
  • «свобода – это делать, как свои, для своих»
 
В современной культуре чаще всего принимается во внимание только первый смысл: «свобода – это своё, по-своему» и т.п. И отсюда рождается понимание свободы как независимости от чего-то или кого-то.
Однако что такое эта «независимость»? Тема независимости возникает только тогда,  когда есть ощущение некоего внешнего порабощения. И пока мы находимся в рабском положении по отношению к чему бы то ни было (например, к человеку, к мнениям, обстоятельствам, веществам и т.д.), тогда мы желаем всеми силами освободиться от гнёта, от зависимости, и стать «независимыми». Даже когда мы хотим освободиться от чего-то в нас самих (например, от какого-то нашего качества, установки, мысли или от болезненного переживания), то это обстоятельство, мучающее нас, тоже воспринимается нами как нечто внешнее и чуждое нам. Жажда независимости есть свидетельство переживания некоего внешнего порабощения, стеснения, от которого хочется избавиться. Это то, что ещё называют «свободой от».
И потому желание независимости – это, конечно, поиск необходимой свободы, желание обрести свою самостоятельность, отдельность, и в каком-то смысле – вообще «себя». Однако это поиск не в том направлении. Независимость нельзя обрести! Можно обрести свободу – свободу выбирать и действовать в рамках существующих обстоятельств и ограничений, а не через уход от зависимости. При этом обретается свобода, а не независимость!
 
Свободным быть возможно, независимым – нет. Я всегда зависим, и зависим от всего существующего в этом мире, что означает, что я состою со всем в каких-то отношениях (или могу состоять при нашей встрече). И при этой своей всегдашней зависимости (которая определяется существом наших взаимоотношений и нашей природой) я могу быть свободным. Например, я всегда зависим от наркотика (от человека, от обстоятельств, от климата и пр.), вне зависимости от того, употребляю я его или нет, так как если я его всё же употреблю, он окажет на меня соответствующее влияние. И моя зависимость от него определяется его природой и моей природой. Но я могу быть свободным – я могу решать, употреблять его или нет. Моя свобода нисколько не противоречит моей зависимости, и даже напротив, она состоит с ней в неразрывном единстве, ибо от характера нашей связи я и буду выбирать характер моих действий, поступков. Моя свобода определяется характером моей зависимости, и потому свобода – в моём выборе, в моей деятельности, а не в моём «независимом» положении. Я всегда зависим, ибо я всегда и со всем имею какую-либо связь.
 
Таким образом, стремление обрести независимость означает претензии на нечто нереальное (а следовательно, неосуществимо в том виде, в каком мне хочется его осуществления), ведь когда я хочу обрести независимость от чего-то, я ищу свободы вовне, в Мире – ищу некоей «объективной» свободы – свободы от чего-то. А свобода есть душевное состояние! Как же её можно найти в мире? Её нет в Мире вне меня. Искать её в Мире – это всё равно, что искать в Мире любовь. Её не искать надо, а надо просто любить... Когда любишь, она есть, когда не любишь – её нет…
Свобода, так же, как и любовь, в своей сущности есть нечто такое, что отражает моё деятельное состояние, моё присутствие в Мире. Свобода – это я действующий и я выбирающий, а состояние свободы есть состояние действия (действенности). Свобода – это действующая воля к жизни. Она есть тогда, когда Я Есть.
И ни о какой независимости при этом не может идти речи. Будучи свободным (осуществляя себя, действуя), я не становлюсь менее связанным с этим Миром («независимым» от него), а напротив – мои связи увеличиваются, чем более я деятелен (я становлюсь всё более зависимым от мира, а мир – от меня).
Когда же мы радуемся «свободе от» чего-то, то психологически это означает лишь не выбранную нами нашу зависимость (в том смысле, что она случилась с нами помимо нашей воли, мы её рабы), нашу несамостоятельность в чём-то. И пока предмет нашей «независимости» имеет для нас хотя бы какое-то значение, мы остаёмся в порабощении в сознании своём, в душе своей.
Более того, если свобода существует как особое жизненное состояние (деятельностное состояние), то независимости как особого состояния нет! Нет такого состояния – состояния независимости. Есть желание освободиться от некоего состояния зависимости (вот оно есть, есть переживание ненужной зависимости, то есть той, пространство которой нами не освоено и не присвоено, оно не стало нашим, а потому мы в рамках этой зависимости ничего не можем делать, она нас стесняет, гнетёт), как от неких оков, пут, и вот это желание называется желанием независимости. Но независимость невозможна, ибо объективно мы всегда связаны с этим Миром и обусловлены им.
 
Какому же действительному явлению тогда соответствует слово «независимость»? Ведь если есть слово, то есть и соответствующее ему явление.
Состояние (чувство, ощущение, переживание), которое мы можем назвать «независимость», мы можем испытывать в случае избавления от того, что нам не нужно и чего мы не выбирали для себя как необходимое. То есть «независимость» есть ощущение разрыва ненужных (болезненных, иллюзорных, искажённых) связей.
При этом важно понимать, что в тот же самый миг мы попадаем в какие-то другие связи, в другие отношения. И эти связи – это состояние зависимости! Состояние зависимости статусное — это наше всегдашнее состояние связности с окружающим миром и с обстоятельствами нашей жизни. И потому свобода – это скорее зависимость, но зависимость нужная, выбранная и определенная в своих границах, а не независимость.
Контекст нахождения в зависимости подводит нас к деятельному состоянию, так как границы нужны для чего-то, они дают жизненную опору, а контекст независимости – к бездействию, она лишает связей и определенности, вещественности существования. Независимость развоплощает.
Свобода – это выбранная нами и вполне определенная наша зависимость, наша конкретная граница, которую мы установили для себя опытным путем, и в которой мы обретаем реальные опоры и возможности для своей деятельности.
«Зависимость» (болезненная) – пребывание не на своём месте, не в своих обстоятельствах, отказ от деятельного со-участия в том, что происходит.
 
Вернёмся к конфликту двух словарных определений. В жизни (а не в словаре) свобода вбирает в себя и своё, и своих;  и собьство, и общность: свобода – это я действующий и выбирающий, и действую я в соответствии с тем, где я нахожусь, с чем я состою в связи, от чего я завишу и что зависит от меня. В связи с этим, если мы примем только одно из этих определений, то мы можем потерять один из важных аспектов сущности явления.
В первом случае – я сам по себе, индивидуалист; во втором – я с людьми, я коллективист, я человек среди людей. В «первой» свободе я отделяюсь (чтобы делать по-своему, мне нужно отделиться и быть отдельным), во «второй» - присоединяюсь (чтобы делать как свои и для своих, мне нужно быть вместе).  Если мы примем только первое определение, то я-свободный превращаюсь в отщепенца-индивидуалиста. Если мы примем только второе определение, то может статься, что «свобода» для меня станет необходимостью выбора «из двух зол» -  из того, что ни мне и никому не нужно.
Для действительной, цельной, настоящей жизни каждой из этих точек зрения чего-то недостаёт – как раз той половины, от которой каждая из них отказывается. В жизни свобода объединяет оба взгляда: да, я делаю по-своему, так как это моё решение, мой выбор и моя ответственность (а потому и мои интересы, желания, ценности и пр.), но делаю я по-человечески, так, как делают «у нас», заботясь об интересах общего – той среды, где я живу, так как мне важно быть вместе, а не «одному в поле воином». Если я разрушу свою среду своими «свободными» действиями, то мне же будет плохо – где и с кем я буду жить? Поэтому интересы целого определяют и мои интересы, являются их условием!
 
Итак, из понимания свободы как жизненного, деятельностного состояния (состояния моего выбора, действия,  творчества, в котором я естественно причастен к тому Миру, в котором проявляю свою свободу) вытекает понимание того, что если я причастен к Миру, то я от него не могу быть независимым. Я зависим от него, ибо причастен к нему и связан с ним бесконечным количеством связей. И это ничуть не означает моей несвободы! Именно в осознавании и в принятии границ, которые выстраивает для меня Мир, в котором я живу, в принятии условий этого Мира, я обретаю действительную свободу действия. Ибо мы живем не в бесформенном «нечто», мы живем в определённом «что-то» - в Мире, который для нас «какой-то», что и является границами: границами Мира и границами меня.
Мы зависимы! Мир имеет над нами власть! И от этого мы никуда деться не можем. Мы зависимы всегда. Другое дело, что мы можем осваиваться в тех связях, в которых мы существуем, и совершать личные выборы относительно них: какой выбор сделаем, в таких отношениях с окружающей средой и обстоятельствами будем, что и будет определять наши возможности в рамках этих вполне конкретных связей/зависимостей.
Свобода не в том, чтобы «освобождаться» от власти мира, а в том, чтобы находить то, в чём мы властны, в чём мы не властны, и в своих конкретных связях с миром находить пространство для своей деятельности.
Независимость же – это неосвоенная необходимость жизни, неосвоенная необходимость своей причастности к Миру, это желание освободиться от каких-то пут, как будто Мир – это тюрьма, из которой нужно освободиться, и стать от него независимым. Но стать независимым от Мира – это попросту умереть.
Действительная свобода – это то, за что я могу быть ответственным и за что фактически беру ответственность на себя. И именно моя действительная ответственность определяет меру моей свободы: я свободен в том, чем я владею. Несвободен я в том, за что не способен взять на себя ответственность, и оно не находится в моей власти, никак от меня не зависит. Свобода говорит о степени моих возможностей – моего могущества, можества. И поэтому свободен я в том, что я выбираю делать. Свобода – это мой выбор и моя деятельность, моя позиция, моё отношение к жизни.
 
И можно пойти еще дальше в наших рассуждениях о свободе. Когда нам свободно дышится, то мы свободны не дышать вовсе? Ну, мы, конечно, можем задушить себя… Но, если мы хотим жить, то мы вынуждены дышать, и мы вынуждены есть, мыться и пр.… Мы в этом свободны? Кажется, как будто нет… мы же вынуждены это делать. Но всё же мы знаем точно по опыту, что бывает, когда нам дышится свободно, а бывает, и несвободно… А когда нам дышится свободно? Тогда, когда нам дышится естественно, когда нет никаких препятствий нашему дыханию, когда оно происходит так, как должно происходить по своей природе. И у нас тут нет никакого выбора! Мы или дышим, или мы умираем бездыханными. И тогда мы приходим к тому, что свобода – это именно наша необходимость! Но не осознанная – по-гегелевски (ведь дыхание у нас процесс телесный, а не разумный, мы можем и не осознавать его вполне), а освоенная – по-покрассовски – то есть ставшая своей, принятая в нашу жизнь, примененная к жизни и для жизни.
 
«Свобода – есть осознанная необходимость» (Гегель)
«Свобода – есть освоенная необходимость» (М.Л. Покрасс)
 
Мы свободны и обретаем свою свободу тогда, когда принимаем естественность и необходимость происходящего. Когда не воюем с вынужденностью того, что неизбежно (мы не властны закатить солнце вручную, мы не властны отменить смену времен года, мы не властны даже не «справлять нужду»), что должно быть, а когда осваиваем эти неизбежности как необходимые нам для нашего же выживания! Ребёнок не сразу дышит воздухом – в утробе он находится в жидкой среде, поэтому-то так и важен первый вдох, на него обращают внимание при рождении – начал ли ребенок дышать. И может быть, именно из-за вынужденности дышать воздухом, ребенок кричит: быть может, ему больно, а может, и обидна и неприятна такая новая, неожиданная и трудная вынужденность. Кто его учил дышать? Но он принимает эту вынужденность и научается дышать – мы все принимаем её и научаемся! Но то же самое можно сказать и относительно других вынужденностей нашей жизни: либо мы их принимаем, и научаемся в них жить, и обретаем свою свободу в них, либо мы страдаем и воюем с тем, что нам необходимо и без чего мы в каком-то смысле никак не можем. Важно при этом именно найти, увидеть, открыть для себя – освоить – эту свою необходимость в каждом трудном моменте жизни. Вслушаемся в звучание слов необходимость и вынужденность, что в них слышится? Не-обходимость – нельзя обойти! Вы-нужденность – вы нуждаетесь! Я нуждаюсь, и я не могу это обойти, я не могу обойти свою нужду, ибо, если я ее обойду, я не выживу, я умру… В конце концов, какая необходимость может быть более той, которую создает для нас Бог этим Миром, в котором мы вынуждены жить?
 
От чего же я ищу свободы? И в чём моя свобода? Моя свобода в моём «беспределе» или в моём «пределе»? - в моих нуждах, в том, что лежит в моих глубинных основах, в том, что лежит даже, возможно, за мной - в том, что является моей причиной…
 
© Ляшенко В.В.
психолог
2013 г.
 
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
________________________
статьи Виктора Ляшенко
Переживание и психотерапия
---------------------------------------
Депрессия, тревога и их лечение
---------------------------------------
Борьба со стрессом: бой с
тенью

---------------------------------------
Как сойти с ума
---------------------------------------
Как преодолеть "это"?
---------------------------------------
"
Спасибо вам большое за помощь и поддержку, которую вы мне оказали. Пообщавшись с вами, многие вещи становятся на свои места. Спасибо, что вы помогаете людям!
Елена


Я была на мастер классе у Виктора. Это произвело на меня очень глубокое впечатление. Была серьезная работа с подсознанием. Вышли наружу какие-то вещи, которые я не осознавала до конца, но они всецело мною управляли, отдавали команды, создавали проблемы До сих пор идет переосмысление своей жизни. Короче, техника мощная. Всем рекомендую! Спасибо, Вам, Виктор!
Елена
"


г. Москва,  тел.: +7 (926) 811-31-65  e-mail: v-psy@list.ru
 
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все материалы, представленные на сайте, являются авторскими.  Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора. 
При цитировании  материалов сайта активная ссылка обязательна:
http://v-psy.ru

© 2017
Виктор Ляшенко
Яндекс.Метрика