Арт-терапевтическая лаборатория

Обсуждаются все вопросы, связанные с теорией и практикой Присутственной арт-терапии.

Арт-терапевтическая лаборатория

Сообщение Виктор Ляшенко » Вт сен 01, 2015 1:24 pm

В пятницу, 28 августа прошло очередное занятие Арт-терапевтической лаборатории.
Тема занятия была «Самоопределение: в поисках собственного пути».

К решению вопроса о самоопределении люди подходят по-разному. Да и сами вопросы ставятся весьма разнообразные. Одни пытаются решать этот вопрос «технически», рационально просчитывая некие «за и против», составляя списки предпочтений и т.п. Другие обращается к профориентационным тестам, астрологам, тарологам и т.п., исследуя свои задатки и предрасположенности, в надежде получить подсказку о том, чем же им в этой жизни заняться.
Однако и в том, и в другом случае упускается из виду то обстоятельство, что всякое внешнее знание о самом себе таким внешним знанием остаётся. Если нет побуждения к какой-то деятельности и личного ощущения смысла, то все советы (даже вполне точные) останутся пустым звуком. И даже если так случится, что найдётся специалист, который укажет мне «мой путь», или я прочитаю о нём в умной книжке, то я не смогу этим знанием воспользоваться, так как смысл не может быть дан извне, он всегда вызревает внутри. Смысл обнаруживается чувственно, как личная истина. И потому его обнаружение есть дело самопознания, личного творческого поиска – «для чего мне жить?».
Другими словами, если самоопределение не осуществляется самостоятельно (если в общении с другим, то все равно собственным усилием), то оно не является самоопределением. И тогда ощущение «потерянности», «бессмысленности» или «скуки» у человека никуда не денется. Самоопределение потому и трудно, что «само».

Наши арт-терапевтические занятия ориентированы на собственный поиск, и участники, к счастью, не ставят «технических» вопросов, а занимаются личным исследованием. В этот раз довольно скоро обнаружилось, что трудности в самоопределении связаны с рядом личных психологических трудностей:
с трудностью переживания болезненных чувств: от собственной открытости и уязвимости в этой открытости; от ощущения неудовлетворённости жизнью и уходящего времени; от сравнения себя никчёмного с другими успешными и нужными и пр.;
с трудностью обнаружения личных смыслов: чего я хочу? зачем мне это?
с трудностью совершения собственного выбора: попытки получить разрешение или совет вместо собственного ответственного действия;
Одной из основных причин и следствий (они непрестанно порождают друг друга) перечисленного выше является переживание собственной отверженности, стыда, вины, собственной плохости. Происходит отказ от себя: выбор (выбор всегда собственный) не быть собой, быть каким-то другим.

Когда-то в один из драматических этапов моей жизни, когда я был в полном разочаровании от самого себя, и не знал, как жить дальше и что делать в этой жизни, я очутился на приёме у таролога. Глядя на карты, она мне уверенно заявила, что ни психолога, ни писателя из меня не получится (она меня порасспрашивала сначала о том, что меня вообще интересует), а видит она меня делателем кресел и табуреток :shock: .
Ну, что делать, раз «баба-яга» послала... Нашёл по объявлению мебельную фирму и устроился на работу. Проработал два дня. На второй день, обклеивая доску ДСП кромочной лентой, меня вдруг звездануло: «Какого чёрта я здесь делаю! Идиот! Слушаю всяких дур! Своей головы нет! Какие кресла? Какие табуретки?!». Такая злость на самого себя обуяла! Ушёл и даже не вернулся за зарплатой.
После этого я совершил довольно крутой вираж в своей жизни, чем весьма доволен. Думаю, что как психолог я всё же состоялся, и уже несколько книг издал… (Впрочем, я благодарен той гадалке, ведь именно последовав её совету, я осознал необходимость слушать себя, а не советчиков).

К чему рассказал эту историю. Когда не слушаешь и не слышишь себя; когда болтаешься, как говно в проруби (а время от времени каждый из нас болтается, когда старые смыслы отживают, а новые ещё не найдены), и тебе это болтание настолько невыносимо, что цепляешься когтями за любую подвернувшуюся корягу, но она непременно обламывается, так как твои смыслы находятся в другом месте, но ты не даёшь себе никакой возможности их обнаружить, так как весь направлен вовне, с остервенением отпихиваясь от самого себя «неудачника», - тогда очень хочется, чтобы за тебя твою судьбу решили (мне очень хотелось), и облегчили твою боль… самоотступничества. Да только это невозможно. Ведь боль эта изнутри, а не извне: ты сам причиняешь себе эту рану своим невниманием к себе. И потому, пока не решишься переживать свою боль, чувствовать то, что тебе нужно, о чём душа болит (о жизни болит), пока не повернёшься к себе передом, а к лесу задом, пока не решишься на собственный выбор (выбор своего, а не чужого), до тех пор будешь утопать и вязнуть в собственном г..: прорубь, в котором ты болтался, постепенно заилится, а потом и вовсе замёрзнет. И тогда если не повесишься, то окоченеешь, превратившись в «живой труп».
Весёленькую картинку нарисовал?
Но ведь в жизни так всё и случается…

Какой выход из всего этого? Выход простой и трудный.
1) Обращать внимание на свои чувства (в этом случае означает - на свою неудовлетворённость и боль).
2) Замечать себя и выбирать себя – то, на что душа откликается жизнью, приливом силы. На какую деятельность, на какой смысл (на какое «зачем?») в душе пробуждается движение и желание жить?
3) Личный смысл находится из осознавания своего переживания (см. п.2), а не из рационального понимания социальной выгоды, пользы.
4) Решаться на свой выбор. При этом важно не путать «принятие решения» и «выбор». Выбор не принимается, он про-ис-ходит и про-из-водится: изнутри, там, где он произошёл, где зажёгся огонь жизни, где про-изо-шло движение души, это движение выводится наружу – в деятельность. Решение принимается из осознавания свершившегося выбора.

При этом ещё важно себя… не насиловать в своём рвении самосовершенствования. Важно различать: усилие и насилие. Это не одно и то же.
Для самоопределения, для своей жизни необходимо непрестанное усилие: усилие присутствия, усилие осознавания себя, усилие и решимость быть.

Конечно, есть понятное желание решить раз и навсегда вопрос о собственном пути, и больше к нему не возвращаться. Это такая же фантазия, как фантазия об избавлении от страданий, боли, проблем, как фантазия о лёгкой жизни. Из этой фантазии совершается насилие над собой (быть «таким» и не быть «этаким»), принуждение «решать», хотя решения здесь ничего не решают; принуждения «выбирать», хотя выбор происходит, его нельзя вынудить или назначить; принуждение делать, но не то, что тебе нужно, а то, что ты себе придумал, так как узнавать то, что нужно ты боишься и всячески избегаешь этого.
Невозможно решить вопрос о своём пути раз и навсегда, потому что жизнь текучая, извилистая, переменчивая. Свой путь определяется и выверяется всякий раз – непрестанно – из само-чувствия, само-осознавания и само-определения.
Вопрос о самоопределении – это вопрос самопознания/психотерапии, его нельзя решить раз и навсегда (это означало бы перестать жить), но его можно и нужно решать, из:
• решимости чувствовать (всё, что чувствуется),
• переживать (то, что есть),
• выбирать (своё),
• действовать (определённо),
• открываться (миру),
• быть (собой).
Консультация психолога http://v-psy.ru
Аватара пользователя
Виктор Ляшенко
Администратор
 
Сообщения: 752
Зарегистрирован: Ср окт 19, 2011 9:27 am
Откуда: Москва

Вернуться в Присутственная арт-терапия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron