Первое, на что сразу хочется обратить внимание – все вышеуказанные подходы к определению переживания здесь оказываются актуальными. Все они справедливы, но сами по себе недостаточны и лишь в совокупности могут быть частью описания явления переживания.
Рассмотрим данную совокупность.
1) Аспект координации: самоопределение.
Центром всякого переживания является определение человеком самого себя.
Человек отвечает (сознательно или неосознанно) себе на вопрос: «кем/каким мне быть в том, что происходит?». Качество переживания зависит именно от выбора себя, от того, кем и каким человек выберет быть. Этот выбор рождает именно такое переживание, а не какое-либо другое. Самоопределение есть место экзистенциального, сущностного выбора человека себя и своей жизни.
Поскольку самоопределение является «аспектом координации» переживания, то это означает, что все виды собственно «психологических трудностей» берут своё начало в одной основополагающей трудности – трудности самоопределения. Самоопределение задевает само средоточие личности человека – его отношение к самому себе, его самотождественность, его представление о самом себе (я есть? кто я? какой я?).
2) Аспект связи: отношения.
Поскольку человек – существо общественное, и его личность развивается сообразно тому обществу, в котором он воспитывается (в особенности, в первые годы своей жизни), ведущую роль в его самоопределении играют отношения. Широко известны примеры «маугли», а также педагогической запущенности, когда у ребёнка не формировались соответствующие высшие психические функции вследствие того, что он был выключен из человеческих отношений.
И вот здесь как нельзя более кстати слова Л.С. Выготского о переживании как об отношении:
«Переживание ребёнка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она собой представляет – средовое влияние на ребёнка или особенность самого ребёнка; переживание и есть единица личности и среды, как оно представлено в развитии. Так что в развитии единство средовых и личностных моментов совершается в ряде переживаний ребёнка. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребёнка как
человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь. Нет переживания, которое не было бы переживанием чего-нибудь, как нет акта сознания, который бы не был актом сознания чего-нибудь. Но всякое переживание есть моё переживание. <…> Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. <…> Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребёнка через переживание среды» [3, 1984, с. 382].
Существенным обстоятельством является также то, что отношения у человека имеются не только с людьми, – человек состоит в отношениях со всем миром, с природой, с обстоятельствами и событиями своей жизни, – они непрестанно наполняют переживание человека и побуждают его откликаться на происходящее всем своим существом.
В разных отношениях и в разных обстоятельствах человек определяет себя по-разному: они создают тот фон, тот контекст, который определяет содержание фигуры. Иначе говоря, среда, в отношениях с которой состоит человек, создаёт те или иные условия существования, те или иные необходимости, на которые человек вынужден как-то откликаться, как-то их учитывать, и его «форма» (то, каким, кем он себе определит быть) меняется в соответствии с этим условиями.
В деятельностно-смысловом подходе Д.А. Леонтьева существует многомерная концепция онтологии смысловой реальности, которая рассматривает идею трёх измерений, или аспектов любого смыслового явления (онтологический, феноменологический, деятельностный), отражающих три системы связей, в которую эти явления включены.
«АС: отношения» можно соотнести с онтологическим аспектом смысла: «Онтологический аспект смысла характеризует объективную систему отношений субъекта с его жизненным миром, служащих источником смыслопорождения, и описывает место данного смысла в этой системе жизненных отношений. <…> Богатство и упорядоченность связей – актуальных и потенциальных – индивида с миром служат показателем развития личности: чем больше жизненных отношений и возможностей их структурирования, то есть регуляторных принципов, доступно человеку, тем более гибко он может выстраивать собственную жизнь так, что его жизнь в результате обретает индивидуальный характер. Богатство связей с миром определяет и способность личности адаптироваться к экстремальным ситуациям: когда осуществление одних связей оказывается невозможным в силу, например, существенных изменений социального уклада или утраты индивидом части физических способностей, на смену старым связям приходят новые, создавая условия для продолжения осмысленной жизни в новых условиях. И наоборот,
субъективное переживание утраты смысла отражает нарушение в системе отношений индивида с миром» [11, 2007, с. 68-70].
3) Аспект организации: состояние.
«Состояние» в данном случае является собирательным термином. Этот аспект описывает не только всё многообразие чувств, но в том числе и всевозможные вегетативно-соматические реакции и состояния. Поскольку всякое переживание всегда представлено тем или иным состоянием, это обстоятельство объясняет причину вечного недоразумения, когда понятие «переживание» смешивается с понятиями «эмоция» и «чувство». В этих случаях зачастую используют слово «переживание» во множественном числе – «переживания» (и это означает, что когда говорят о переживаниях, – говорят о чувствах, эмоциях, состояниях, но не о переживании).
Состояние является одним из обязательных аспектов переживания, вне которого переживание не существует. Однако переживание не сводится исключительно к состоянию, – это целостное явление, которое затрагивает человека целиком (разумеется, состояние тоже затрагивает человека целиком, но именно потому, что все аспекты переживания связаны между собой и проявляются друг в друге).
Субъективно отношение всегда воспринимается человеком в виде тех или иных чувств, ощущений, состояний. Иначе говоря, когда мы переживаем, мы всегда что-либо чувствуем, а также испытываем те или иные побуждения, находимся в том или ином психо-физическом состоянии. Переживание «овеществляется» в том или ином состоянии, оно как бы «сделано» из него. От особенностей отношения человека к своим состояниям, чувствам и к самому себе, испытывающему эти чувства и состояния, зависит качество внутреннего опыта – то, что именно человек будет испытывать, чем для него будут те обстоятельства, в которых он находится.
«АО: состояние» можно соотнести с феноменологическим аспектом смысла: «…феноменологический аспект смысла характеризует его субъективную репрезентацию в сознании субъекта» [11, 2007, с. 68].
4) Аспект функционирования: деятельность.
Согласно определению Ф.Е. Василюка, переживание есть внутренняя деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни [2, 1984, с. 28-29].
Он считает, что необходимость в переживании возникает в особых критических жизненных ситуациях, которые не разрешимы процессами предметно-практической и познавательной
деятельности, противопоставляя переживание (как внутреннюю деятельность) и предметную деятельность. С этим нельзя не согласиться: внутренняя деятельность и внешняя очень различны. И всё же, это не означает того, что они противопоставлены друг другу.
Переживая, человек совершает два рода внутренней деятельности:
- деятельность самоопределения/выбора и
- деятельность по осмыслению себя и происходящего.
Мышление как особая внутренняя деятельность появляется всегда в связи с необходимостью решения определённой жизненной задачи: когда мы встречаемся с неким препятствием удовлетворению имеющейся потребности. Если потребности удовлетворяются мгновенно, то и необходимости в мышлении нет. При этом на характер мышления, на то, каким образом будет решаться задача, влияет то, как человек определит самого себя, какой выбор относительно себя и мира он сделает.
Исходом этих двух деятельностей является рождение смысла.
Однако рождение смысла не является конечной точкой переживания. Разве переживание для человека явление преходящее? Вопрос смысла перед человеком стоит не только в особых критических ситуациях, а вообще всегда: человек – «существо смысла». Это означает, что вне переживания человек не осуществляет себя как личность (то есть собственно по-человечески).
Другой вопрос, что в «обычной ситуации» человек может отстраняться от выполнения внутренней деятельности по порождению смысла. А критические ситуации, в силу того, что переживаются как угрожающие жизненно важным ценностям, с наибольшей интенсивностью ставят человека перед этой необходимостью. Однако мы знаем массу примеров того, что даже критические ситуации не побуждают человека к внутренней деятельности по переосмыслению, зачастую происходит как раз противоположное: человек пуще прежнего отстраняется от неприятных для него чувств, и не производит работы по обретению личных смыслов.
Переживание присутствует во всякой деятельности человека: сама деятельность является проявлением того или иного качества переживания, его творческим исходом – переживание порождает ту или иную деятельность. Другими словами, внутренняя деятельность порождает и наполняет внешнюю. Рождённый переживанием смысл в дальнейшем осуществляется в предметной деятельности.
Таким образом, сама предметная деятельность является не только порождением переживания, а его неотъемлемой составляющей – переживание раскрывается в предметной деятельности, как семя раскрывается в ростке: семени уже нет, но растение является этим прорастающим семенем.
«АФ: деятельность» можно соотнести с деятельностным аспектом смысла: «деятельностный, или субстратный, аспект смысла характеризует его влияние, не обязательно им осознаваемое, на процессы предметно-практической (внешней) или идеаторной (внутренней) активности субъекта» [11, 2007, с. 68].
Все описанные выше аспекты взаимосвязаны, невозможны друг без друга и раскрываются друг в друге.
Например:
- От характера самоопределения зависит то, какие чувства и состояния человек будет испытывать, в каких отношениях и с кем состоять, что будет делать, а чего делать не будет (или чего будет избегать делать).
- Невозможно говорить об отношениях и не говорить одновременно о чувствах, деятельности и самоопределении: в отношениях всегда состоит «какой-то» человек, и его отношения всегда проявляются в каких-либо действиях и состоянии.
- Всякое чувство, эмоциональное и вегетативно-соматическое состояние является проявлением деятельной позиции по отношению к происходящему (оно функционально).
- Поскольку «мышление» (АФ) и «чувство» (АО) являются аспектами одной целостности (переживания), то это означает, что они невозможны друг без друга. Мышление всегда проявляется в чувстве (в любом эмоциональном и вегетативно-соматическом состоянии), которое в свою очередь всегда проявляется в мышлении.
- Связь «самоопределение-отношения» (Рис. 2) означает, что самоопределение логически связано с соответствующим определением мира, в контексте которого человек определяет себя. Причём эти два аспекта (как и все остальные) влияют друг на друга, определяют друг друга и соответствуют друг другу. Например, если человек боится мира (мир «большой и страшный»), то такому восприятию мира соответствует и восприятие себя («я маленький и ничтожный»). В связи с таким отношением к себе и к миру человек в той или иной степени замыкается в себе, ущемляя не только свою социальную, но и природную взаимосвязь с миром, и это в свою очередь сказывается на его самоопределении.
- Кроме того, эта связь показывает, что, влияя на отношения (Рис. 3), мы влияем как на сферу деятельности, так и на сферу чувств одновременно. Воспринимая «отношения» функционально, человек тем самым ограничивает сферу чувств (он превращается в «делателя дел», функционера); если же для него отношения – это только чувства, то он начинает заниматься «личными отношениями» в ущерб делу.