Можно предположить, что на такое отношение во многом влияет и естественно-научная парадигма в целом, и соответствующий ей способ описания данного явления. Когда в связи со стрессом звучат такие внушительные слова, как «синдром», «гормоны», «кортикостероиды», «гомеостаз», «стресс-стимулы» и пр., то очень трудно не попасть под их гипнотическое действие.
Вместе с этим, нельзя не признать, что такой подход со стороны биологов, физиологов, врачей вполне оправдан – они находятся в рамках соответствующих отраслей научного знания.
Однако если и психотерапевт рассматривает «стресс» с тех же самых позиций, то он перестаёт быть психотерапевтом, поскольку в этом случае он смотрит на человека не как на субъекта деятельности со своими смыслами, а как на реактивный «организм»1. При этом каждый из нас всё же предпочитает думать о себе, как о человеке, но когда дело касается переживания – то почему-то я-человек в собственном восприятии уступает место я-организму.
Для начала важно прояснить само понятие стресса, потому что, на мой взгляд, оно во многом мифологизировано.
Всякое воздействие вызывает в нас как специфический, так и неспецифический (общий) ответ, который исходит из потребности приспособиться к новым обстоятельствам и тем самым восстановить гомеостаз («нормальное состояние»).
Согласно Гансу Селье, стресс2 есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования: любой внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в не зависящем от характера стрессора ответе организма (поэтому его и называют неспецифическим), названном общим адаптационным синдромом3. Другими словами, это комплекс общих вегетативно-соматических проявлений приспособительного характера.
Субъективно стресс так и ощущается, как состояние напряжения. Это напряжение, которое возникает в ответ на то или иное изменение – на всё что угодно.
Существенным в данном случае является вопрос о том, действительно ли именно состояние гомеостаза, которое стремится восстановить организм,
является тем, что определяет характер активности человека. Важно различать уровень организма и уровень личности. Если «нормальное состояние» является показателем приспособленности, а отклонение от него является сигналом к соответствующему обстоятельствам действию, то это ещё не означает, что для человека смыслом этого действия является приведение организма в первоначальное «нормальное состояние».
Для человека стресс – не просто некий «неспецифический ответ его организма»; это непременно и его личный ответ, поскольку человек всегда как-то относится к происходящему, занимает некую собственную позицию. Это означает, что для человека психологический смысл всякой «ответной реакции организма» заключён не в восстановлении состояния равновесия внутренней среды, а в освоении изменившейся ситуации, то есть в нахождении своего личного смысла и реализации его в соответствии с изменившимися условиями. Именно в освоении ситуации и состоит адаптация к существующим и изменяющимся условиям.
В свою очередь, напряжение, которое возникает при взаимодействии со «стрессором», означает наличие организмической готовности к соответствующему ситуации действию. Когда происходит любое событие (внутреннее или внешнее), то мы, будучи в соприкосновении с миром, соответствующим образом откликаемся на него. Это означает, что всё, что есть в нас живого (здесь можно употреблять разные слова: организм, тело, душа и пр.), приходит в состояние готовности к тому, чтобы осуществлять себя (жить, действовать) в изменившихся условиях.
Тогда
- на телесном уровне у нас выделяются гормоны, нейромедиаторы и пр.,
- на душевном – мы что-то переживаем и как-то относимся к происходящему,
- на личностном – о чём-то думаем, размышляем, сравниваем, оцениваем.
Если это состояние готовности осуществляется, то внутреннее напряжение естественным образом преобразуется в энергию действия. И организм восстанавливает равновесное состояние. В противном случае, из-за того, что «состояние готовности» не реализуется, возникает перенапряжение.
Особенностью невротического состояния является то, что оно сопряжено не только с определённым внутренним напряжением, но и с отрицательной оценкой этого напряжения, оно осознаётся «нежелательным» и по этой причине не реализуется в отношениях с миром конструктивным, соответствующим настоящей потребности, образом.
Поэтому для человека, который в отличие от остальных животных является «существом смысла», в первую очередь необходима внутренняя работа по приращению этого личного смысла и внешняя – по осуществлению личного смысла. И если эта работа не производится, тогда возникает внутренняя ситуация бессмысленности (не осуществления потребностей и возможностей), которая может не осознаваться. Это приводит к дистрессу (перенапряжению) и становится основой для развития невротического расстройства (самые первые симптомы, которые при этом возникают: астенизация, депрессия и тревога).
Возникает закономерный вопрос: с чем нам нужно бороться, справляться, что преодолевать, лечить, предупреждать?
Да, имеется состояние напряжения (состояние готовности к действию).
Но что такое стресс-фактор?
Нет в мире никаких особых стрессоров («напряжителей»), ведь этот так называемый стрессор – это вся наша жизнь. Всё, что происходит в мире, отражается в нас в виде тех или иных напряжений, и если что-то не вызывает напряжения (ответа), то значит для нас этого просто не существует как чего-то значимого.
И какой тогда смысл в термине «стрессор»? Он нужен, чтобы создать образ врага и чтобы было с кем бороться, кому противостоять?
Представим ситуацию: человек ходит на нелюбимую работу. Изо дня в день, из года в год. На работе у него конфликты с начальством, дома – с женой и детьми. Зарплата низкая, продукты дорогие, правительство плохое – вечное неудовлетворение. И вот он мучается от всех этих «дистрессов», которыми полна его жизнь, ищет, как бороться «со стрессами» и как обезопасить себя от них, покупает в аптеке таблетки «от стресса», соблюдает диету «от стресса», делает упражнения «от стресса», – но жизнь особо не меняется, а возможно, и ухудшается.
От чего же он на самом деле мучается? От стрессов? От стрессоров? Или от своего
невнимания к своим чувствам, к своим смыслам, к своим близким – от того, что живёт против самого себя? Действительно нужными вопросами для него будут не вопросы о способах борьбы со стрессом, а о том, почему, зачем и как он ходит на нелюбимую работу. В связи с чем он решает не замечать своего неудовольствия, тревоги, напряжения? Как он живёт и почему выбирает та́к жить, что его жизнь не соответствует его внутренним обстоятельствам?
Если упростить (для наглядности) стоящий перед ним действительный выбор, то он состоит в том, чтобы либо переосмыслить своё отношение к этой работе, либо сменить работу и заниматься своим делом. Но для чего он выбирает сохранение текущего порядка вещей и отчего не хочет занимать своего места? Эти вопросы могут стать отправной точкой в разрешении его жизненной задачи, в изменении способа жить – жить, не подавляя свои чувства, свои напряжения, а прислушиваясь к ним, живя вместе с ними, живя ими.
Итак, с чем человек борется, когда он борется «со стрессом», чем он пытается управлять, что снимать, что лечить? Он борется не с чем иным, как с последствиями своих выборов и решений, тех самых, которые он совершает и принимает против себя, вопреки своим действительным нуждам, не замечая изменившихся условий. Тогда его лечение получается симптоматическим и бесконечным: можно сколь угодно долго «наступать на горло собственной песне» и релаксировать, пытаясь снять «накопившийся стресс».
Борьба со стрессом обречена на провал – это битва без победителя, потому что нет никакого стресса, с которым нужно было бы бороться.
Если человек научается прислушиваться к своим чувствам, состояниям, ощущениям, если выбирает себя, если ищет свои смыслы и действует в соответствии с ними, то стрессом ли он управляет при этом? Или он просто «адекватен ситуации», соответствует тому, что происходит с ним и в его жизни, живёт активно, инициативно – живёт творчески и созидательно?
Напряжение является естественным состоянием, это наш естественный отклик на происходящее – оно есть проявление нашей жизненности. Если мы живём и действуем в соответствии с миром (это значит, что и с самим собой тоже), то нет у нас никаких ненужных, лишних напряжений – все напряжения нужны, мы ими и живём.
Если же мы не осуществляем, не проявляем состояние своей готовности (к взаимодействию с происходящим) в соответствующем поведении, тогда у нас возникает перенапряжение. А оно переживается уже мучительно. И что же мы тогда делаем? Учимся расслабляться, «релаксировать», прибегаем к алкоголю или специальным упражнениям для того, чтобы… сбросить лишнее напряжение, и продолжаем жить вопреки себе?
Таким образом, в том случае, если человек ставит во главу угла заботу именно о состоянии,
а не осознавание смысла своего состояния и тех жизненных обстоятельств, отражением которых это состояние является, и не раскрытие этого смысла в соответствующей деятельности, то в этом проявляется один из основных механизмов отчуждения и смыслоутраты4, которое приводит к развитию психогенного расстройства.
_________________________________________________
Примечания:
1. Об этом в своё время хорошо высказался Рональд Лэнг: «Кажется необычным, что в то время, как физические и биологические науки о вещественных процессах одержали всеобщую победу в борьбе с тенденциями персонализации мира вещей или введения человеческих интенций в животный мир, подлинная наука о личностях едва зарождается по причине застарелой тенденции к деперсонализации, или овеществлению, личностей. <…> У нас имеются исследования людей как животных, людей как машин, людей как биохимических комплексов, но остаются огромные трудности при достижении человеческого понимания человека с человеческой точки зрения» [Лэнг, 1995, с. 14, 233].
2. Стресс – состояние повышенного напряжения: от англ. stress – напряжение, трудности, давление, подчинение < сокращение от ст.фр. destresse – сдержанность, теснота и estrece – узость, угнетение.
Дистресс – страдание: англ. distress (dis – врозь + strictus/stringere – связывать, стягивать, сжимать) < ст.фр. destresse < лат. districtus/distringere. [Этимологический словарь английского языка]. Distress буквально означает насильное соединение или препятствие разъединению (и таким образом – принуждение, ограничение, угнетение, причинение боли), то есть, иначе говоря, наличие противоположных тенденций. Понятие дистресса можно сравнить с русским словом тужить: «приходится туго», «в темнице там царевна тужит», «жить не тужить».
3. Синдром – закономерное сочетание симптомов, обусловленное единым развитием: от греч. συνδρόμος (συν – с/со + δρόμος – бег, движение), буквально означает совместное движение, сопутствие, стечение. Этимологический словарь английского языка переводит как «место, где сходятся несколько дорог», то есть, по-русски – перекрёсток.
4. Внутреннюю ситуацию утраты смысла, соответствующую онтологической ситуации нарушения или разрыва связей человека с миром, некоторые психологи рассматривают как ситуацию отчуждения: психологическим механизмом смыслоутраты выступает отчуждение, которое понимается как целостное устойчивое состояние нарушенности смысловых связей в структуре жизненного мира [Осин, 2007].
© В.В. Ляшенко
2014 г.