Вопрос о сущности выбора сложен и противоречив. Дискуссии о том, существует свобода выбора или нет, и что вообще такое выбор, ведутся с давних пор. Как правило, сущность выбора описывается с одной из двух противостоящих друг другу точек зрения: свобода выбора – это реальность человеческой природы и необходимость человеческой жизни, или выбор – это иллюзия, которой тешит себя самолюбивое человечество.
Биологическая точка зрения
Согласно одной точке зрения («биологической»), признаётся, что всякий выбор основан на предыдущем опыте, который закрепляется в нас в виде определённых эмоционально-поведенческих паттернов.
Этот опыт постоянно обновляется и составляет знание о том, как жить, и потому всегда имеет прогностический смысл. Это означает, что выбор всегда производится и «почему-то», и «зачем-то» – он на что-то опирается и к чему-то ведёт. Основная цель, которой подчинено поведение всякого живого организма, – выживание и передача своих генов. Этой цели и служит выбор того или иного поведения (поведением при этом признаётся всякая психическая активность). Некоторые исследователи, опираясь на экспериментальные данные, утверждают, что мозг принимает решение о той деятельности, которую нужно будет выполнять, задолго до её осознавания и выполнения человеком.
Из этого делается вывод, что, по сути, человек вообще не осуществляет никаких выборов (в смысле своей «свободы воли») – он лишь «приписывает» авторство сознательного выбора себе, в действительности же он действует согласно определённой «программе поведения».
При этом «свободной волей» признаётся лишь сознательный выбор, а неосознаваемые реакции организма считаются свидетельством её отсутствия, а «субъектом поведения» признаётся мозг, который якобы «дурачит человека», а «свободная воля» объявляется не более чем синонимом неосведомлённости о физиологических процессах, которые определяют выбор.
Такая постановка вопроса, конечно, представляется некорректной, поскольку возникает искусственное противопоставление: человек и его мозг (или организм). Но существует ли мозг сам по себе и что такое человек без мозга? Это несравнимые друг с другом категории. Корректнее было бы говорить не о человеке и мозге, а о физиологических мозговых процессах, с одной стороны, и процессе личностного осознавания – с другой. Осознавание, разумеется, тоже обеспечивается физиологически, но не может быть описано физиологией, поскольку является не физиологической категорией.
Психологическая точка зрения
Согласно другой точке зрения («психологической»), «подлинный выбор, чистая культура выбора – это лишённый достаточного рационального основания, рискованный, не вытекающий из прошлого и настоящего акт, действие, не имеющее точки опоры» (Василюк, 1984, с.122).
На первый взгляд, может показаться, что это противоречит «биологическому» пониманию сущности выбора. Однако по сути здесь утверждается то же самое: субъективно, для человека происхождение выбора неизвестно. Выбор как-то рождается, но как и откуда – это за гранью осознавания. Для человека выбор предстаёт свершившимся фактом переживания, внутренним событием, источник которого ему неведом.
Эти два описания представляют одно событие на разных уровнях: одно – на физиологическом, другое – на личностном. На физиологическом уровне выбор – это некий итог мозговых процессов, на личностном – это переживание некоего «внутреннего шага», обретение личностной позиции, точки зрения, осознавание и признание своего отношения. Данные описания вступают в противоречие только в том случае, если мы человека искусственно разымаем на части: на «тело» и «сознание».
Это означает, что некорректно говорить о том, что выбор совершает мозг. Мозг не выбирает, он функционирует, как функционируют сердце, лёгкие, печень и прочие органы. Это не для человека, а для организма нет никакого выбора, а есть цепочка физиологических процессов, и «выбор» – естественный результат и часть этого процесса. Процессы в организме не отрицают свободную волю человека, а обеспечивают её.
Личностно значимый выбор и личностно незначимый
Вероятно, есть смысл говорить о двух видах выбора: выборе личностно значимом и личностно не значимом. Если выбор не является личностно значимым, тогда он может производиться без осознавания, «машинально», по привычке. Никаких усилий и участия со стороны человека он не требует, так как человек в данном случае «не переживает».
Когда речь идёт о личностно значимом выборе (он может касаться чего угодно: и выбора продуктов в магазине, и выбора профессии, и поиска смысла жизни), когда человек испытывает некие сложные чувства в связи с необходимостью выбора, тогда исход выбора в значительной степени зависит от него самого. Ниже мы будем говорить именно о личностно значимом выборе.