Главная страница
г. Москва,  м. Чистые пруды, Китай-город
+7 (926) 811-31-65 (WhatsApp)
v-psy@list.ru
Виктор Ляшенко
клинический психолог
Жить вместе с течением жизни

Хочу променять себя на совершенство

статьи психолога Виктора Ляшенко
«…Необходимо отказаться от попыток себя "переделать" (Это не только безнравственно, но и невозможно! Всё, что в вас есть живого, прячется от таких ваших усилий)…
 
Тот, кто хочет переделаться, останавливается в развитии тогда, когда к этому приступил. Тот, кто стремится остаться прежним, под влиянием обстоятельств взрослеет, меняется! Первая ваша задача – научиться беречь себя от собственного насилия!»
 
Покрасс М.Л. «Терапия поведением»
Название статьи, конечно, провокационное, утрированное. В более знакомой нам всем форме это желание звучит в форме вопроса "Как изменить себя?" При этом подразумевается, что изменить себя просто таки необходимо, потому что жить на белом свете мне "такому!" никак нельзя и невозможно. Тем более, что в этом так навязчиво убеждает, внушает и пропагандирует это современная (да и не только современная) псевдодуховная и псевдопсихологическая культура.
Как психолог и психотерапевт, хочу сразу заметить, что рвение в самоусовершенствовании приводит к весьма плачевным последствиям: к дистрессам, нервным срывам, психогенным расстройствам и психопатологиям. Большинство моих клиентов, за редким исключением - как раз такие жертвы собственного самоусовершенствования.
Проблематичности стремления изменить себя и будет посвящена моя статья.


Логика самоизменений


С чего начинается логика самоизменений?
Начинается она с простого умозаключения: если я хочу жить по-новому, то для этого мне нужно как-то что-то начать менять; и если я сам причина своих бед, стало быть менять мне нужно самого себя.
Однако эта логика не лишена проблематичности...

Хочется начать наш разговор со слов психотерапевта Карла Роджерса, основоположника человекоцентрированного подхода в психотерапии. Он говорил о том, что действительные изменения в человеке начинаются только тогда, когда человек отказывается от попыток изменить себя. Вот такой парадокс. Оказывается залогом начала изменений является отказ от изменений себя.
- Как так?! Что это значит – перестать пытаться себя изменить? И почему вдруг должны начаться изменения во мне?
Казалось бы справедливое возмущение на совершенную нелогичность... Но давайте порассуждаем неспеша.
Когда мы стараемся себя изменить, то из чего мы исходим?
1) из некоего внутреннего напряжения, невыносимости себя "такого" (настоящая причина этого напряжения в неумении жить);
2) из неких представлений о том, каким я "должен быть".

И по сути, такая мотивация является ни чем иным, как насилием над самими собой, в котором проявляется наше нежелание знать и узнавать себя. Мы себя оценили, исходя из неких представлений о "правильном" человеке, и теперь хотим себя подровнять под прокрустово ложе этих представлений.
В этом желании насильственно себя изменить есть невнимание к тому,  по каким причинам у нас есть некие свойства (свойства, а не нечто "во мне"!), которые нам не нравятся, и какую функцию эти свойства выполняют. Но именно это внимание и важно! Именно в нём и содержится разгадка изменений. 


Проблема изменения себя
 

Желание меняться так же проблематично, как и нежелание меняться. В том то и дело, что мне действительно нужно меняться, но изменение это состоит в отказе от желания себя менять. Хотим мы или не хотим, мы меняемся вместе с тем, как меняем свой образ жизни, свои действия, поступки,…  - мы меняемся вместе с изменением жизни, по ходу. Для этого не нужно специально себя "усовершенствовать". Не себя нужно совершенствовать и насиловать изменениями, а свои действия – свои проявления в мире, свои способы жизни.
Я сам всегда хороший, нужный, ценный, а вот то, как я действую, как живу… - это я могу исправлять, совершенствовать, понимая, что как бы я ни действовал, сам я все равно хороший и совершенный – мне нечего в себе изменить и даже невозможно. Да и как я могу пытаться изменить того, кто был еще до того, как я стал способным что-либо себе представлять о том, каким я должен быть по моему "авторитетному" мнению, - и не только был, но и является условием того, что я куда-то движусь, развиваюсь, думаю, живу…?

«Сознание будды и сознание обычного человека – это не два различных сознания. Очень ошибаются те, кто упорствуют в своей практике, желая достичь внезапного пробуждения (сатори) или постичь свою субъективную природу (кэнсё). <…>
Тот, кто пытается стать просветленным, отдаляется от сознания будды и углубляется в выяснение вопросов второстепенной важности. Изначально вы все суть Будды, и никоим образом вы не сможете стать Буддами еще раз. В изначальном сознании  нет ни малейшего следа иллюзий. Если же вы лелеете в своем сознании хоть малейшее намерение стать лучше, чем вы есть, или стремление достичь чего-то, то этим вы отворачиваетесь от Нерожденного. <…>
Зачем вам воздвигать второе сознание над тем сознанием, что у вас уже есть, пытаясь стать Нерожденным? Изначально вы все являетесь Нерожденными. <…>
Быть Нерожденным – значит быть такими, какие вы есть» («Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзен Банкея»)


Нужно лишь жить действительной, настоящей жизнью, и все необходимые изменения будут происходить сами собой. Желание же изменить себя означает неприятие себя, наличие внутреннего конфликта, проблемы, некой внутренней невозможности: мне что-то мешает жить, и я пока не имею возможности быть могущим. Но именно то, что я некие свои свойства не принимаю (обычно я тогда говорю, что не принимаю чего-то "в себе") отвергаю, как-то негативно оцениваю, - создает те проблемы, которые рождают стремление измениться.

Мне МОЖНО быть таким, какой я есть! МОЖНО! Я все равно буду при этом хорошим и буду иметь право на жизнь!

Когда я осознаю свои свойства (те, что я оценивал негативно, отвергал, не принимал) и разрешаю им быть, принимаю, то эти "негативные" черты каким-то удивительным образом тают, и я вдруг понимаю, что  мне не нужно меняться. И это потому, что я изменился, отказавшись от попыток себя изменять, перестал с собой бороться и самосовершенствовать...


Я не совершенствую себя, а узнаю. И этот самопознавательный процесс без попыток себя изменить, подтянув под желаемый образ, а принимающий все то, что я узнаю узнавая, является основой для моего изменения.


На занятиях нашей терапевтической группы также нередко встает вопрос: что делать с переживаниями "негативных" внутренних состояний, эмоций, состояния тревоги? С одной стороны их нельзя не замечать, с другой стороны, замечать их не хочется.

Плюс ко всему, мы уже знаем, как правильно обращаться с самим собой и своими чувствами:
  • нужно стараться себя принимать, и принимать все свои чувства;
  • нужно за собой наблюдать, нужно себя осознавать, нужно знать, что с тобой происходит;
  • нужно себя познавать, заниматься самопознанием.
 
Однако и здесь, как и во всём, важен вопрос смысла: кому это нужно и зачем, для чего?

1) Это нужно потому, что к этому правильно стремиться и вообще это хорошо, потому что так написано в умных книжках? И тогда, если я стремлюсь к этому, то я хороший и правильный? Какой Образ себя я при этом себе продаю? В обмен на что? Замечаю ли я при этом, что, продавая себе себя – такого важного, такого продвинутого, такого духовного, – я лишаюсь чего-то более ценного и нужного – лишаюсь себя настоящего? Лишаюсь себя я тем, что решил играть с собой в "просветление", в "духовку". И Я при этом – та разменная монета, которой я расплачиваюсь за возможность чувствовать себя некой значимой величиной. И ладно еще, если бы этот театр был  направлен на кого-то другого, дабы произвести на него некое впечатление и получить с этого свои дивиденды. Но двойная нелепость ситуации в том, что выкаблучиваюсь я перед самим собой!

2) Или мне это нужно для того, чтобы быть в единстве всех своих свойств, состояний, чувств - чтобы быть с собой заодно? Понимаю, что в этом залог счастья. Проще говоря, мне это нужно просто потому что ХОЧУ, потому я сам себе просто интересен!

И тут важно не соврать себе по привычке, не подменить желаемое тем, что есть в переживании на самом деле. Когда я действительно собой не заинтересован, то есть когда я не забочусь о себе, как о самом дорогом, близком и важном для меня, то  установки, указанные выше, я чаще всего использую не для себя, а как орудия уничтожения самого себя. Снова парадокс...

В этом случае я начинаю насиловать себя своим "наблюдением" за собой, подсматривая как бы исподтишка, лишая тем самым себя своего доверия: разве может быть доверие тому, кто пытается что-то высмотреть и вызнать, не заботясь о тебе, а для каких-то своих нужд? Тогда я начинаю требовать от себя "принимать" свои чувства, не замечая, что это требование в моих руках превращается в средство самотеррора, что под личиной "принятия" я прячу козью морду отвержения. Тогда я беру себя за грудки и трясу в стремлении узнать правду о причинах своей тревоги и своего состояния…

И все это приводит к одному результату: то живое, что есть во мне (я-живущий), которое и является источником всех моих состояний, тревог, желаний и стремлений, – прячется от меня и саботирует любые мои сознательные требования. А я тем временем в познавательном рвении (ведь я же продвинутый духовный искатель, я должен быть осознанным!) точу ножи и топоры для того, чтобы, вооружившись, поймать, наконец, с поличным этого внутреннего гада и заставить его "измениться" так, как я хочу…


А кто такой этот я, который  занят ловлей себя и пытается себя переделать? Имею ли я право требовать от себя и насиловать себя придуманными изменениями? С чего я решил, что то, что я хочу с собой сделать – тот придуманный мной образ себя – является верным, жизненным, является действительно нужным?

Чаще всего, это желание себя переделать под выстроенный собой образ проявляет мой страх и мое неприятие себя – то есть как раз ту проблему, которая меня мучает.

И придуманный образ себя-счастливого, по большей мере, являет собой существо моей проблемы, моего внутреннего затыка – то, что делает меня несчастным. Само желание быть вот "таким" и изменить себя под этого себя "такого" есть проявление внутреннего конфликта, и поэтому, когда  я себя пытаюсь изменить под это свое представление, я просто-напросто себя насилую – уничтожаю себя настоящего, живого.

Тогда, желая себя изменить… я тогда являюсь врагом самому себе и самого себя (того себя-настоящего, живого, о котором я понятия не имею) воспринимаю "его" (себя!) как врага, с которым борюсь…


Путь к изменениям
 

Все вышеперечисленные психологические и духовные правила обращения с самим собой не инструкция по использованию себя!
Они есть лишь подсказка, лишь намек на то, что мне… нужно оставить себя в покое и просто начать собой интересоваться!

Собой живым, настоящим и неизвестным себе. Тем собой, который может и печалиться, и радоваться, и тревожиться, и горевать, и злиться, и обижаться… И только когда я бережно и заботливо вникаю в себя, в ЛЮБЫЕ свои чувства, РАЗРЕШАЯ ИМ БЫТЬ, тогда я имею шанс увидеть, что и они еще не весь я… что есть я и ЗА ними. Но нельзя пройти сразу ЗА них, если не обратить внимание на них, обратить внимание не с целью изничтожить какие-то свои "негативные" чувства, а обратить внимание – заметить и пожить с ними, в них – ведь они есть выражение меня самого, чего-то мне важного и нужного. ЛЮБЫЕ чувства выражают что-то нужное и важное. Как же их можно пытаться уничтожить? Это все равно, что хотеть уничтожить свою руку за то, что она запачкалась, когда я поскользнувшись, оперся на нее …


Когда же я собой действительно интересуюсь, то я просто и без особого напряжения замечаю то, что во мне рождается – и тогда я "наблюдаю".


Когда я интересуюсь собой незнаемым, но нужным себе и важным для себя, тогда, замечая что-то в себе (себя!), я "принимаю" это – то есть позволяю ему быть именно таким! Ведь оно есть проявление того, что мне неизвестно, но интересно. Я замечаю это и разрешаю ему быть.


И тогда-то я начинаю узнавать себя, приближаться к себе – мое состояние само мне рассказывает, если я его не допрашиваю с пристрастием, а отношусь бережно и заботливо, как к чему-то важному. Тогда я и занимаюсь "самопознанием".


И тогда каким-то удивительным образом то, что меня тревожило и мешало мне, перестает меня доставать, а открывает источник силы за собой, и я становлюсь не раздробленнее, а цельнее, слаженнее, счастливее.
 
Когда я перестаю себя насиловать изменениями, а начинаю спокойно вникать в то, что я есть такое, что означают мои свойства, качества, "достоинства" и "недостатки", тогда я узнаю настоящий смысл и цену им. Тогда я спокойно исследую себя, и в самом процессе исследования и освоения самого себя происходит качественное преображение и избавление от всего лишнего: оно либо переосмысливается и включается в меня на равных правах, становясь полезным орудием, либо уходит само собой за ненадобностью, ибо я сумел увидеть то, как и при каких обстоятельствах у меня это возникает и зачем.  И когда я на это смотрю и решаю, что теперь такие мои орудия выживания мне не полезны, я нахожу другие способы поведения, более полезные, более адекватные.

Такое решение принимается на переосмыслении, вырастая из него естественно.


Без переосмысления, когда не была найдена ошибка, бесполезно принимать какие-либо новые решения: они будут насильственны и вредны.


Так я изменяюсь. Но при этом я не силюсь тут же начать жить по-новому! Потому что по-новому я пока не умею, не знаю как. Но переоценка и переосмысление мною уже проделаны, и внутренние изменения уже начались!
Уже!

А в жизни мое вот это новое будет постепенно проявляться само собой, из нового взгляда, нового понимания - я буду искать разные варианты действия, да они сами будут находиться, ведь жить я продолжаю, и я уже имею другие точки опоры: река жизни во мне сама найдет новые пути, проложит новое русло своему течению. Моё дело - лишь замечать то, как я действую.

И это только когда мы начали дружественное и бережное освоение самих себя, а не насильственное переделывание. Чаще же всего, человек, задумавший изменить свою жизнь, пускается во все тяжкие по переделыванию себя, начинает себя строить, наказывать, завязывать в тугой узел…

«Нельзя ни от чего в себе освободиться запретом или решением «так не делать». Нельзя натренироваться быть свободным. Освободиться можно только выпуская наружу все, что ты носишь в себе. Тренировка, воспитание, этикет лягут дополнительным грузом. Запрет просто загонит охоту еще глубже в твое естество, так что ты просто перестанешь отличать себя от нее и будешь считать, что такова твоя естественная природа» (Шевцов А.А.).


Выводы


Подытожим.

"Изменение себя" начинается не с изменения себя, а с изменения отношения к себе, заключающегося в отказе от изменения себя.  По сути оно означает - изменение способов жить. Не себя я изменяю, а жизнь свою осваиваю.

Когда я изменил точку зрения, отношение к себе на дружественное, и начал с собой знакомиться, тогда мои настоящие желания, смыслы начинают открываться сами. И тогда... тогда мне важно поощрять себя (себя-живого, доверившего мне свои тайны, секреты, желания). Делается это очень простыми способами: похвалой и чем-то безусловно приятным.
И вот теперь только я начинаю развиваться в направлении своих настоящих потребностей, становлюсь более открытым и свободным.

Внимание!

Это не означает вечного "позитива"! Все так называемые "негативные" эмоции всё также остаются разрешёнными, возможными и необходимыми для жизни!


Хочу ещё раз обратить особое внимание на важность поощрения. Для развития поощрение жизненно необходимо, поскольку оно через "механизм" положительных эмоций и обеспечивает закрепление нужных навыков. Отрицательные эмоции обеспечивают лишь сохранение того, что уже есть.


«Именно действенность потребностей сохранения и развития породила две основные формы эмоций – отрицательные и положительные. Механизм сохранения (выживания, уравновешивания) не нуждается в положительных эмоциях, он может работать за счет одних отрицательных, где само устранение тягостного состояния путем удовлетворения соответствующей потребности есть награда для действующего субъекта. Положительные эмоции – инструмент потребностей развития, вот почему их значение возрастает по мере перехода ко все более сложным и высшим формам мотиваций» (Симонов П.В. «Мотивированный мозг»).


В развитии эффективнее полагаться не на отрицательное подкрепление (например, на самокритику, так как по сути, это будет наказанием), а на положительное – поощрение, награду, удовольствие, радость, приятную перспективу. Проще говоря, "кнут" нас побуждает сохранять существующее, а "пряник" - развивать новое, двигаться вперед. При этом важно, чтобы то новое, которое мы собираемся развивать, было не надуманным, не умозрительным, а проявлением жизни - живого желания, интереса.

Эта жизнь сама начинает себя проявлять, как только мы позволим себе себя, сменив гнев на милость, запрет - на позволение, насилие - на интерес, отвержение - на внимание.



© В.В. Ляшенко
2011г.

статьи, события, актуальная информация
 
г. Москва, +7 (926) 811-31-65; v-psy@list.ru
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все материалы, представленные на сайте, являются авторскими.  Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора. 
При цитировании  материалов сайта активная ссылка обязательна:
https://v-psy.ru

© 2024 
Виктор Ляшенко
Яндекс.Метрика