Главная страница
г. Москва,  м. Чистые пруды, Китай-город
+7 (926) 811-31-65 (WhatsApp)
v-psy@list.ru
Виктор Ляшенко
клинический психолог
Жить вместе с течением жизни

Размышления в пути. Мысли и заметки

"Приятная неприятность"

Когда-то я уже описывал подобную ситуацию. Но всякий раз, когда это происходит, это вызывает у меня интерес. )
Загораем с Таней на поляне в парке. По телу то муравей проползёт, то мошка сядет. Это неприятно, и постоянно смахиваешь эту ползуче-летучую живность.

Но бывает так, что смахиваешь-смахиваешь со спины, а она не смахивается, так и продолжает ползать. Да что же это такое!
Оборачиваюсь. Жена покатывается со смеху – это она так развлекается – щекочет меня травинкой. Вообще, мы оба периодически так подшучиваем друг над другом. )

И я уже знаю, что будет дальше. Я снова поворачиваюсь к солнцу, а жена продолжает меня щекотать травинкой по спине. И вот здесь происходит самое интересное.
Теперь, когда я знаю, что это не беспардонный муравей и не назойливая муха, а Таня водит травинкой мне по спине – я кайфую. От тех же самых ощущений, которые только что были неприятны! Теперь я их жду и хочу продолжения.

Это наблюдение наводит на размышления. И приводит к нескольким далекоидущим выводам.
1) Отношение к ощущениям зависит не столько от качества ощущений, сколько от того, какой смысл мы им придаём.
Уверен, что каждый в своём опыте найдёт хотя бы один случай, когда ощущения, которые должны были бы причинять боль или быть неприятными, переживались как приятные.
Ну а случаи гипноза и самогипноза изобилуют такими примерами.
 
2) Несомненно, этот вывод распространяется не только на ощущения, но и на любое переживание.
Рискну сделать утверждение, что всякий наш эмоционально неприятный и болезненный опыт переживается таковым только потому, что мы осмысливаем его как неприятный, придаём ему значение неприятного, нежелательного, страшного и т.п.
 
Если бы мы умели иначе воспринимать и осмысливать происходящее, то мы не получали бы психических и психологических травм (потому что такого рода травма исходит не из факта происшествия, а из нашего отношения к происшествию).
По большому счёту, практика психотерапии в том и состоит, чтобы помогать перепроживать и через это переосмысливать свой опыт таким образом, чтобы он для нас изменял своё значение. И как только это происходит – то, что нас мучило, перестаёт мучить.
 
3) По сути, это означает, что мы живём в гипнотической реальности своего сознания.
Реальность, в которой мы живём, создаётся нашим сознанием. И никакой другой реальности, кроме реальности нашего сознания, для нас не существует.
Мы переживаем то, во что мы верим.
17.06.2024
 
 
"Если пропал интерес"
Наверное, текст будет не очень простым. Но я буду стараться изо всех сил :)
Время от времени приходят на консультации или пишут девушки, жалующиеся на то, что у них быстро пропадает интерес к партнеру. Иногда это уже и не девушки, а зрелые женщины. А порой, и не женщины, а мужчины.
 
Интерес обычно пропадает или после того, как человек становится более-менее знакомым (это больше характерно для женщин), или после секса (это больше характерно для мужчин).
 
Интерес – функция от потребности и некоей совокупности ценностей, установок, убеждений.
Когда интерес пропадает в связи с тем, что какие-то обстоятельства пришли в противоречие с ценностями & Ко – это более-менее осознаваемая ситуация. (Например, девушка поняла, что мужчина не хочет на неё тратиться или невнимателен к каким-то её интересам).
Обычно мы понимаем наличие такого противоречия между внешним и внутренним.
 
Сложнее и непонятнее тогда, когда интерес пропадает непонятно из-за чего. Был да сплыл.
Такое может происходить, когда потребность, лежащая в основе интереса уже удовлетворена, а мы этого ещё не поняли, потому что в своём сознании ориентировались на что-то другое. Поэтому не осознавали того, какую именно потребность мы на самом деле удовлетворяли. (Думаем, что отношения нам нужны для одного, а на самом деле – для чего-то другого).
Пока потребность не удовлетворена – есть интерес. Удовлетворена – интерес сходит на нет.
И поэтому, если так случается, что у нас периодически то вспыхивает интерес, то угасает, а мы не можем понять, почему так происходит, то, возможно, стоит посмотреть, что там за потребность у нас за этим нашим интересом. И по какой причине она выпадает из нашего внимания.
 
Вообще потребности плохо осознаваемы. И поэтому мы можем заблуждаться насчёт них. Думаем, что хотим вот этого, однако идём вон за тем. (Но, что мы делаем, того и хотим!)
Мы можем этого не осознавать, потому что скрываем от себя своё желание. Ну, это со времён Фрейда всем известная история о внутреннем конфликте и запретных желаниях (потому что насчёт них у нас имеется моральное предубеждение или даже запрет, и это далеко не всегда имеет отношение к сексу), которые мы вытесняем из сознания, и которые потом проявляют себя так, что «мама не горюй»…
 
Так вот, интерес рождается из какой-то нашей потребности (как и вообще всякая наша активность). И если он угасает, то значит, что-то произошло с этой потребностью: она или уже удовлетворена или вовсе утрачена, или мы понимаем, что она здесь удовлетворена быть не может. Тогда желание угасает и интерес пропадает.
И если мы осознаем, какую потребность мы на самом деле удовлетворяем в тех или иных (периодически возникающих) отношениях, то мы можем понять, что происходит с нашим интересом, когда мы то горим, то остываем, то увлекаемся, то скучаем.
 
Почему мы можем хотеть продолжать удовлетворять свою потребность именно с этим человеком? Почему мы можем хотеть продолжать отношения и наш интерес не угасает после того, как потребность была удовлетворена? В общем-то, именно по этой причине. Мы знаем, что потребность здесь может удовлетворяться и хотим продолжать этот праздник жизни.
 
Если мы свою потребность (какую?) хотим удовлетворять и дальше именно с этим человеком, тогда наш интерес к нему продолжает быть в активном состоянии.
Это может происходить, если мы чувствуем или даже осознаём, что через этого человека мы удовлетворяем очень значимую потребность, для удовлетворения которой весьма непросто найти человека. Например, потребность в эмоциональном контакте, в понимании, в совместности. С первым встречным она не очень-то удовлетворяется. Да и не хочется с первым встречным, а вот с этим хочется (потому что что-то нам говорит, что здесь это возможно).
И особенно, если мы чувствуем, что с этим человеком мы удовлетворяем не какую-то одну свою потребность, а сразу много. И тогда его присутствие в нашей жизни становится залогом удовлетворения большого круга наших потребностей. И чем круг таких потребностей шире, тем ценнее для нас человек.
Если мы, удовлетворив какой-то свой интерес, уже понимаем перспективы отношений (то есть понимаем, какие свои потребности мы удовлетворим, а какие нет), то это влияет на то, продолжится наш интерес или угаснет.
11.06.2024
 
 
"Забудь о желании"
В популярной психологии и эзотерической литературе часто встречается совет по исполнению желаний: "сформулируй своё желание, мечту, а потом "отпусти" и забудь о нём".
Выглядит совет совершенно магически, потому что непонятна связь между забыванием и исполнением и её принцип действия.
Поэтому попытки выполнения этого совета похожи на отправление ритуала: делай раз, делай два, делай три. После чего всё должно происходить само собой. Однако почему-то не происходит...
Вероятно, у товарищей эзотериков на этот счёт имеется свое мнение. Я опишу своё, с точки зрения психолога.
 
Есть простая психологическая истина. Она гласит, что человек болеет образами.
Нас мучают и причиняют страдание образы.
Когда мы сфокусированы на образах своего желания и зорко отслеживаем несоответствие им того, что предлагает нам жизнь, мы выпадаем из реальности и становимся заложниками своих образов.
 
"Забыть о желании" означает необходимость сфокусироваться на настоящем, заняться практическими вопросами своей жизни, обращать внимание не на то, чтобы что-то было в жизни, а на то, КАК Я ЖИВУ СВОЮ ЖИЗНЬ.
И тогда желание, если оно зависит от нас, начинает как бы само собой реализовываться, потому что,
- с одной стороны, наш внутренний настрой собирает необходимые нам внутренние ресурсы: мы поставили задачу, и Разум (подсознание, бессознательное, тело, психика - называй, как угодно) начинает её решать,
- с другой - занятые практикой жизни, мы автоматически и естественно эти внутренние ресурсы пускаем в дело,
- с третьей - мы не цепляемся навязчиво за свои образы, ожидая их исполнения (кем?!) , а отзываемся на живые жизненные обстоятельства.
 
Другими словами, мы просто живём, но живём активно, включённо, движимые своим настоящим интересом, отзываясь на то, что предлагает нам жизнь в ответ на нашу активность.
Тогда чаще всего оказывается так, что уже осуществленное желание мы осознаём лишь через некоторое время, потому что фокус нашего внимания находится в жизни, а не в представлениях о желанном.
И выглядит осуществлённое желание обычно не совсем так, как мы это себе представляли. И тем не менее, оно не только точно соответствует по сути тому, чего мы хотели, но даже более того: зачастую мы "получаем" даже больше того, чем когда-то загадывали.
 
Однако, если мы навязчиво фокусируемся на образах своего желания, то обычно "не получаем" ничего, и остаёмся вечно неудовлетворенными в вечном несоответствии того, что есть, тому, чего мы хотим.
И не потому, что реальность устроена каким-то магическим образом, а мы не соблюли волшебный ритуал, а потому что мы сфокусированы на том, чтобы что-то было (или чего-то не было), а не на том, КАК мы живём; потому что жизни мы предпочитаем свои образы.
Со своими образами мы и остаёмся, а жизнь проходит мимо, потому что теперь её некому жить и некому осуществлять желаемое.
 
Проще говоря, всё это можно свести к простой формуле: если чего-то хочешь - делай.
Если я в отношении своего желания сделать ничего не могу, значит, оно от меня не зависит. И это означает, что я хочу что-то не то, не своё. Значит, я занял пассивную потребительскую позицию и жду от людей, мира, жизни, судьбы, Бога обслуги. И тогда "всю жизнь - с протянутой рукой".
05.06.2024
 
 
"Назло кондуктору"
Сорокалетний мужчина, активный, волевой, достаточно успешный. Прагматичный, не любит тратить деньги на то, что не имеет практического смысла и что не входит в сферу его личных интересов.
Познакомился с женщиной. Она ждёт от него знаков внимания в виде цветов. Но он не придаёт особого значения её ожиданию. Хотя она ему очень нравится, и он даже признался ей в любви.
Когда же она ему прямо сказала о том, как для неё это важно и какое значение имеют для неё цветы, он и вовсе встал в позу: когда от него чего-то ждут, у него возникает внутренний протест, он уже тем более «не может» сделать то, чего от него ожидают, поскольку это будет для него равносильно унижению – его заставили и он сделал.
Теперь ему важно отстоять свою свободу и независимость и во что бы то ни стало не сделать то, чего от него ожидают.
 
Такое «протестное поведение» может выглядеть, как проявление характера, воли, самоутверждения. И их можно было бы уважать, если не понимать, что за этим поведением стоит вовсе не свобода человека, а, напротив, его зависимость и невозможность самому определиться с тем, насколько ему самому сейчас нужно то, о чём его просят.
 
Попадая под влияние «аффекта самоутверждения», он теряет способность осознавать, что выполнение им просьбы прямо или косвенно приведёт к удовлетворению его собственных потребностей, желаний, ценностей. И теперь он начинает действовать во вред самому себе.
И автоматически теряет себя, перестаёт осознавать свои собственные потребности, потому что всё затмевает одна — во что бы то ни стало показать свою «независимость», и значит – надо вести себя прямо противоположным образом тому, что от тебя просят/ожидают/требуют.
Беру в кавычки слово «независимость», потому что в данном случае её утверждение является проявлением прямо противоположного — зависимости. И чем больше человеку необходимо продемонстрировать свою независимость, самоутвердиться, тем больше его фактическая зависимость и несвобода выбирать и решать так, как нужно именно ему для его настоящего блага.
 
Теперь самое важное — вести себя наперекор тому, чего от него ожидают. И теперь многим своим собственным желаниям приходится говорить «нет» и жить вопреки себе.
Происходит это оттого, что не разрешён какой-то детский конфликт с родителями и не присвоены себе свои собственные желания. Когда родители говорили ему сделать что-то – нередко именно то, чего он и сам хотел бы, – он словно утрачивал свои желания – они становились желаниями родителей. И теперь он был «вынужден» их отвергать и противостоять им, чтобы утвердить свою «независимость».
И вот приходится всю жизнь стоять в позе строптивца и доказывать себе своё право на свой выбор и самоутверждаться там, где в этом нет нужды.
21.05.2024
 
 
"Всё началось с сыра"
Ему не раз говорили, что он крутой бизнесмен. Однако сам он никогда не верил в это. Мир ему представлялся тёмным и опасным, а себя в нём он видел маленьким и беспомощным.
Поскольку в себя он не верил, то, даже несмотря на то, что бизнес его неплохо развивался, он выбирал товары подешевле, считая, что не может себе позволить более дорогие. Всякая трата ассоциировалась с тем, что кошелёк пустеет, а уменьшение количества денег воспринималось как начало полного краха.
 
Постепенно вырисовалась задача – разрешить себе получать удовольствие (он себе его не позволял, в принципе), в том числе, не ограничивать себя и в покупках, выбирая то, что радует, а не то, что подешевле.
 
На одной из встреч затронули тему выбора сыра. Приходя в магазин, он выбирал сыр подешевле, а не тот, который действительно хотел бы купить. Он сам на это обращал внимание, ему это не нравилось, логически он понимал, что, наверное, не разорится, если купит сыр подороже, но тревога не давала ему этого сделать.
 
Стали вникать в то, что с ним происходит, как он не покупает сыр, который хочет.
И тогда начало приходить понимание, что, избегая трат на желанные покупки, он утрачивает самого себя. Говоря себе: «Я не могу этого себе позволить», - он лгал себе, чтобы избежать ответственности за своё решение («Я решаю купить», или «Я решил не покупать») – я сам так решил. Но у него не «я сам», а «я не могу себе позволить» или «мне нельзя».
Отказываясь от своего личного решения, он оказывался в ситуации вечной вынужденности, и становился «послушным мальчиком», который сам ничего не решает, за него решает мама и обстоятельства.
 
Это понимание привело к более глобальному пониманию того, что он не знает своей цели в бизнесе. А не знает потому, что ему нельзя её знать. Там «страшная неизвестность», а здесь всё привычно и понятно. Если решиться осознать свою цель, то с этим придётся что-то делать – и идти в страшный мир. Но он к этому на тот момент готов не был.
 
Сама собой родилась практика авторских поступков: покупать то, что хочет; говорить то, что думает; делать то, что нравится. И первым делом, он стал покупать тот сыр, какой давно хотел, и который не позволял себе раньше.
 
Стал замечать, что такие авторские поступки рождают очень приятное чувство «можести», от чего стало расти самоуважение. Когда же он не решался на такие поступки (выбирал, что подешевле, замалчивал, не делал, то, что хочет), у него возникало чувство, что он отказывается от самого себя, не уважает себя, предаёт.
 
Дела стали идти в гору. Через некоторое время он купил себе новую красивую и редкую машину, о которой давно мечтал. Это приобретение вывело его на какой-то новый личностный уровень и значительно подкрепило и закрепило в нём его авторское поведение.
Ещё через некоторое время он встретил женщину своей мечты, признаваясь, что таких чувств никогда ни к кому не испытывал.
 
Теперь он уже производил впечатление хозяина жизни, всем собой излучая довольство и уверенность.
«Раньше я не верил, когда мне говорили, что я крутой бизнесмен, а сейчас я и сам вижу, что это действительно так. Это офигенное ощущение собственной силы. Бизнес стремительно развивается, у нас сейчас столько новых проектов, набираем сотрудников. И мне уже не страшно, а интересно. А всё началось с сыра, помните?!», - сказал он со смехом.
20.04.2024
 
 
"Сила необходимости"
Как часто за удовольствие пребывать в удобстве, комфорте и безопасности, которые обеспечиваются не твоими усилиями, когда живёшь на обеспечении, приходится расплачиваться бездеятельностью, неудовлетворённостью и даже несостоятельностью.
 
С одной стороны, такое удобство закрывает какие-то значимые потребности, и живёшь как будто «припеваючи».
С другой, это оборачивается зависимостью, несостоятельностью и даже страхом этого лишиться, потому что эти блага зависят не от тебя.
При этом оказываешься в ситуации, что тебе и не нужно стараться что-то делать, ведь у тебя и так всё есть. И со стороны может казаться даже, что человек «с жиру бесится»: чем недоволен, для него всё делают?
Но в том-то и дело...
 
Мы живём в мире, и потому мы зависим от него, мы зависим от обстоятельств! Без необходимости в чём-то, не будет потребности (недостатка).  Но без недостатка, не будет и желания, энергии, мотивации, смысла что-то делать. От добра - добра не ищут.
 
«Потребность есть сущностная СИЛА живых организмов» (П.В.Симонов).
Вдумаемся. Сила находится в недостаче чего-то. В отсутствии! А не в присутствии благ.
 
Сила вырабатывается на необходимость. Без необходимости нет потребности, а без потребности нет ни силы, ни желания.
И тогда нет ничего.
5.03.2024
 
 
"Rro протест"
Когда перед тобой проходит множество людей со своими историями, болями, мотивами, начинаешь замечать интересные особенности того или иного человека.
Например, со временем мне стало очевидно, что люди, выражающие протестную политическую позицию, всегда имеют в своём, выражаясь медицинским языком, анамнезе, проблемы в отношениях с родителями.
 
Это, разумеется, не означает, что все, у кого есть или были проблемы в отношениях с родителями, занимают протестную политическую позицию. Какие-то проблемы в отношениях с родителями есть или были у большинства людей. Но они с течением времени изживаются, становятся менее значимыми и не влияют определяющим образом на жизнь.
 
Однако, если имеется протестная политическая позиция, тогда проблемы в отношениях с родителями есть совершенно точно, не изжиты и продолжают влиять на жизнь и поведение человека, заряжают его энергией и драйвом противоборства.
Именно отсюда берёт начало политический протест.
 
И чем протестное поведение больше выражено, чем оно политически более активное, категоричное, принципиальное, тем значительнее проблемы в отношениях с родителями.
Возможно, бывают какие-то исключения, но я их пока не встречал.
11.02.2024
 
 
***
Избегание боли приводит к страданию.
Избегание тревоги приводит к тревожности.
Избегание страшного приводит к фобии.
Избегание печали приводит к депрессии.
Можно сколько угодно упорствовать в поисках обходных путей. Это приведёт лишь к хронификации проблемы, нарастанию ранимости, уныния и безысходности.
5.02.2024
 
 
***
В процессе психотерапии, содержательной работе по осознаванию, анализу, осмыслению и переосмыслению происходящего предшествует процесс выражения и  проживания чувств. Пока не произошло второе, пока не снизился градус аффекта и состояние более-менее не нормализовалось, понимание существа проблемы невозможно.
 
В осмыслении мировых процессов дело обстоит примерно также, разве что оно на порядок (на два, три, неизвестно в какой степени) сложнее и труднее, поскольку ни у кого нет информации о реальности происходящего, за исключением единиц, занятых собственно Игрой на мировой шахматной доске (в то время как о собственной проблеме только мы располагаем всей полнотой информации; осталось лишь извлечь из неё знание) .
 
Так вот.
Пока мы захвачены чувством (страха, ненависти, "праведного гнева", пока обвиняем, требуем,  ждём  (от России, от Украины, от США, от Европы, от Путина, от Зеленского, от соседа, имеющего иное мнение,...), до тех пор путь к осмыслению заказан, и всё, на что мы способны - это: бояться, негодовать, обвинять, осуждать и отвергать.
 
Сначала нужно перебурлить, отненавидеть, отбвиняться до одури (лучше, наверное, всё же сказать: "от одури" до просветления в сознании), и тогда, появится возможность (и это будет только возможность) что-то начать осмысливать.
Пока длится аффект неприятия, до тех пор невозможно понимание.
13.03.2022
 
 
***
Похоже, что западная "толерантность", наконец, нашла уважительную причину сбросить накопившееся и уже невыносимое для неё напряжение.
И вот, нажитые непосильным трудом, злость, отвращение, страх полезли из всех щелей.
Россия стала удобным "козлом отпущения" или, выражаясь психологически, идеальным объектом проекции для собственной Тени.
06.03.2022
 
 
***
Абсурду политиков, рассуждающих о психологии, достойно противостоят психологи, бредящие о политике.
16.02. 2022
 
 
***
Пока мы пытаемся "что-то с этим сделать", мы не в контакте с собой, противостоим себе и, как следствие, не извлекаем опыт, не переосмысливаем его и не приходим к измененим. К изменениям приходят, доживают до них, а не совершают.
январь, 2022
 
 
***
Если человек страдает от того, что ему чего-то не дают, не делают, значит, он чего-то не даёт другим, чего-то не делает сам.
январь, 2022
 
 
***
Ещё раз о том, кто такой психолог и зачем он нужен.
Поскольку наша, людей, основа – человеческое общество, то все так называемые «психологические проблемы» (это все проблемы, связанные с переживанием трудных, тяжёлых, неприятных, болезненных состояний) так или иначе, связаны с трудностями в отношениях с другими людьми, и отражают эти трудности
Следовательно, психологические трудности разрешаются так же, как и рождаются – в отношениях с людьми – с другим человеком
Так вот особенность психолога не в том, что он умнее другого человека, или знает, как «правильно жить», а в том, что он, образно говоря, «сдаёт себя в аренду» в качестве части общества, чтобы в контакте с этим обществом, мы могли разрешать свои трудности
Компетенция его не в том, чтобы боль развести руками или научить перестать страдать, а в том, чтобы в качестве понимающей и сопереживающей «части общества» (то есть, философски выражаясь, в качестве Другого) помочь нам иначе пережить самих себя. И через это иное переживание себя, найти выход из одолевающей нас проблемы – преодолеть её «другим» собой – тем собой, кого мы обрели благодаря новому опыту, полученному в контакте с «понимающим обществом», с обществом, которое мы взялись понимать
09.10.2020
 
 
***
Неизбывно в человеке желание кого-нибудь затравить.
10.06.2020
 
 
***
В мире, захваченном психозом, каждая страна бредит по-своему.
10.06.2020
 
 
***
О дивный новый мир!
Говорят, что в связи с «пандемией» рушится глобальная система, мир разобщается, восстанавливаются границы, как на государственном, так и на личном уровне, потому как все (и страны, и отдельные люди) сидят по домам.
Но возможно, всё с точностью до наоборот: границы стираются, а глобализация переходит на новый, всеобъемлющий уровень.
Физические границы уже не имеют особого значения, когда стираются границы индивидуального сознания. И даже напротив, усиление внешних границ способствует стиранию внутренних. Эффект толпы в мировом масштабе.
Возможно, мы действительно стоим на пороге дивного нового мира?
11.04.2020
 
 
***
Волков бояться...
Человек с невротическим расстройством завсегда найдет массу убедительных причин, чтобы не выходить из комнаты и не совершать (не дай бог!) ошибки.
Формально его аргументы разумны. Действительно мир полон опасностей (кирпичи падают, метро взрывается, вирусы кишат, люди сволочи, а в подворотне вас ждёт маньяк), и проблемы со здоровьем (а то и смерть) могут настигнуть в любой миг. И чем больше человек изолирует себя, тем пуще развивается его расстройство, тем многочисленнее его симптомы, тем ранимее и пугливее он становится.
К чему я всё это говорю, наверное, уже понятно.
Меры "самоизоляции", принимаемые "для борьбы с коронавирусом", трудно расценивать иначе, как невротические. И приводят они к тем же самым последствиям, только теперь уже не в индивидуальном, а в массовом порядке.
Тревога объективировалась, обретя своё коронавирусное лицо, и получила рациональное оправдание в сводках с фронта...
09.04.2020
 
 
***
В современном мире, чтобы собрать людей в толпу, нет необходимости собирать их в одном месте.
Можно находиться у себя дома или в любом другом месте: эффект толпы и эмоционального заражения, когда каждый теряет свой рассудок и приобретает общий, прекрасно обеспечивают СМИ и интернет.
Ну а управление массами давно отработано до мелочей: ведомые своим страхом и праведным гневом люди сами придут в любое тоталитарное стойло.
Не выходя из комнаты, не совершая ошибки...
01.04.2020
 
 
***
Христианская культура приучила нас наше человеческое несовершенство рассматривать непременно в контексте нравственной патологии, как нечто плохое, от чего необходимо избавляться, не очень вникая в самих себя, а стараясь строить из себя светлый образ «совершенного человека», который оправдывает любое самонасилие по принципу Игнатия Лойолы: «Если цель – спасение души, то цель оправдывает средства».
Но вот читаю М.Л. Покрасса «Долгая дорога к себе. Потрясение реальностью». Его слова о грешности как об открытости, спонтанности, свободе, самостоятельности, звучат довольно непривычно.
А ведь действительно, если вдуматься в ту библейскую историю, получится, что когда люди, наконец, поступили по-своему, инициативно, а не по правильным правилам, каковые им заповедовал Большой Папа, то стало очевидно, что дети выросли, что они уже не нуждаются в сказочном мире и опеке в виде запретов, что они готовы к сотворчеству и способны на самостоятельные выборы и поступки («…откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»), а не только на послушание «хороших детей»…
Тогда «изгнание из рая» оказывается не наказанием, а доверием Отца своим взрослым детям, а грешность – непременным свойством взрослого, самостоятельного человека, не прячущегося за чужие правила, не заслуживающего похвалу через послушание и примерное поведение, а живущего собственную жизнь под свою ответственность.
Тогда и ответственность оказывается не виной и не наказанием за проступок, а свойством самостоятельности, которое позволяет постигать мир и учиться в нём жить.
27.10.2019
 
 
***
Кредо настоящего учёного (в самом широком смысле этого слова как человека, познающего себя и мир) может быть выражено известным дзенским наставлением: "Встретил будду - убей будду".
11.06.2019
 
 
***
Когда мы занимаем своё место (и внутренне, и внешне), то все психологические проблемы теряют силу, разрешаются сами собой. Их в этом месте не существует за отсутствием для них "воздуха".
8.04.2019
 
 
***
Страсть - жажда иметь нечто, представляющее ценность.
Страх - угроза лишения этого.
Стращать - угрожать лишением.
Страдание - переживание лишения.
Старание - труд по обретению важного.
Страда - время старания.
Старый - имеющий, обладающий.
24.03.2019
 
 
***
Эгоизм - знание своих потребностей и забота об их удовлетворении.
Эгоцентризм - незнание своих потребностей, и требование от других их знания и удовлетворения.
3.03.2019
 
 
***
Жалость к себе - порой единственный (пусть и нездоровый) освоенный человеком способ прийти в соприкосновение со своими потребностями, способ признания себя и своих нужд.
28.11.2018
 
 
***
Жить вместе с течением жизни. Быть вместе с собой заодно.
17.10.2018
 
 
***
Идея трансформации переживания/состояния формирует неуважительное отношение человека к самому себе и к жизни, низводит его до предмета, до объекта механических манипуляций.
17.04.2018
 
 
***
Мысль о том, что боли может не быть, многократно увеличивает нетерпимость к боли и её непереносимость.
9.04.2018
 
 
***
Хочешь убежать от неприятных переживаний, а убегаешь от своей жизни.
19.03.2018
 
 
***
Довольно часто некий болезненный опыт детства мы проносим через всю жизнь, выстраиваем на нём свои жизненные концепции, утверждаемся в определённом мировоззрении.
При этом нередко полагаем, что источником наших взглядов являются наши духовные прозрения, а вовсе не давняя и позабытая боль, от которой мы прячемся в своём способе видеть мир. Обманываем себя, облекая в «афоризмы житейской мудрости» то, что, в действительности, всегда было призвано уберечь нас от возможного повторения боли. Собственный страх и избегание преподносим как вершину жизненной мудрости...
30.01.2018
 
 
***
Никакое состояние не может быть целью. Даже состояние так называемого "просветления". Состояние как цель - путь в наркоманию.
16.02.2018
 
 
***
Ущербность Я есть болезненная ограниченность его отношений с Другим. Целостность Я восстанавливается в его отношениях с Другим. Я восполняется через установление здоровых связей, здоровых отношений.
13.01.2018
 
 
***
"Ответственность" есть включённость в свою жизнь. Включённость не может быть "теоретической", это целостное состояние: телесное, ценностное, поведенческое.
Когда я ответственен (и со мной такое бывает), я признаю, что всё, что касается меня и моей жизни - моё дело. Это признание (на уровне поведения) того, что если мне что-то "прилетело", то это моё дело; и если "не прилетело" - тоже моё дело.
Если уж совсем по-простому - это распознавание своих потребностей и забота об их удовлетворении.
7.12.2017
 
 
***
Внешнее разделение приводит к внутреннему объединению. Внешнее объединение приводит к внутреннему разделению.
1.12.2017
 
 
***
Чтобы научиться говорить "Нет" некоторым своим желаниям, прежде следует научиться говорить "Да" всем своим желаниям.
30.11.2017
 
 
***
В своей жизни только сам открываешь и закрываешь всевозможные двери отношений. И другой в наших с ним отношениях открывает/закрывает только свои двери. Отношения общие, а двери в них у каждого свои...
8.11.2017
 
 
***
Переживание беспомощности и беззащитности вырастает из запрета защиты себя.
Когда такого запрета нет, то даже, "не умея", человек любыми средствами себя защищает, получает опыт самозащиты, учится сохранять себя и других.
Когда человек убеждён, что ему нельзя себя защищать, что это плохо (например, это может транслироваться из родительской установки, что драться нехорошо), тогда он и становится беспомощным и беззащитным.
8.11.2017
 
 
***
Изменения производят не определённые обстоятельства жизни, а жизнь в этих обстоятельствах. В зависимости от того, как мы живём, такие и изменения производит в нас жизнь.
Этот принцип можно выразить такой, казалось бы, самоочевидной фразой: КАК мы будем жить, ТАК мы и будем жить.
Это означает, что условия для изменений, которые создаёт психотерапевт, не гарантируют изменений, так как эти условия (обстоятельства жизни) сами по себе не обеспечивают изменений.
Кроме обстоятельств психотерапии, важна ещё и определённая жизнь в процессе психотерапии. Эта жизнь и определяет изменения... или их отсутствие.
25.10.2017
 
 
***
Когда я теряю себя в обстоятельствах жизни, тогда и рождается то, что мы метафорически называем "психологическая проблема".
Формула психологической проблемы (психогенного расстройства): Обстоятельства минус Я (жизнь).
Формула психологического здоровья: Обстоятельства плюс Я (жизнь).
25.10.2017
 
 
***
Любопытное (или даже забавное) наблюдение.
Загораем с женой на поляне. По телу то и дело ползают муравьи. Почему-то это неприятно, и их постоянно смахиваешь.
Лежу, читаю книжку. По спине в очередной раз ползёт муравей. Я не глядя, пытаюсь его смахнуть, а ему хоть бы что - ползёт себе, как ни в чём не бывало...
Оборачиваюсь. Жена сидит рядом и покатывается от смеха. Оказывается, это она так развлекалась - щекотала меня травинкой. Я тоже посмеялся, и повернулся снова к книжке. И вот здесь стало происходить самое интересное.
Жена продолжила меня всё так же щекотать травинкой. Но теперь, когда я знал, что это не муравей, а жена водит травинкой мне по спине - мне стало это нравиться! И хотел, чтобы она продолжала это делать.
И вот это любопытно.
Отчего-то "беготня муравья" неприятна. Муравью нельзя ходить по мне :) А когда те же самые ощущения доставляет жена - то это приятно.
30.07.2017
 
 
***
Теряешь себя, когда боишься что-либо или кого-либо потерять.
 
 
***
Душевность - настроенность на общение с собой, с другими людьми, с миром. Духовность - настроенность на общение с Богом в себе, в людях, в мире.
 
 
***
Обида говорит: "Им нельзя быть такими!" Стыд говорит: "Мне нельзя быть таким!".
 
 
***
Стремление прожить значительную жизнь - один из лучших способов потерять свою жизнь.
 
***
"Квантовая механика" избегающего поведения: когда я этого не вижу, этого не существует.
 
 
***
Страх боли есть страх жизни. Кто боится боли, не может быть счастливым.
 
 
***
Результат деятельности не следует путать со смыслом этой деятельности. Иначе извращается смысл деятельности, а мы под видом одной деятельности, начинаем заниматься другой деятельностью. Например, естественным результатом осознавания, самопознания, психотерапии, медитации,... - является состояние большего внутреннего равновесия и спокойствия, чем было до того.
И многие полагая, что это и есть смысл психотерапии, медитации и прочих "практик самопознания", начинают прилагать усилия к достижению этой цели (состояния спокойствия, гармонии, равновесия и т.п.), и... упражняются в борьбе с жизнью и развитии психопатологии. Так практика осознавания превращается в практику избегания.
 
 
***
Психологические проблемы не решаются физиологическими воздействиями и влияниями (отдыхом, спортом, восполнением тех или иных веществ и т.п.). Подобные попытки были бы похожи на то, чтобы стараться научить человека говорить, читать, писать с помощью лекарств или физических воздействий…
Понятия организм (мозг, тело, физиологические процессы), душа (переживание) и человек - не тождественны друг другу. Человек - это не только организм! Разумеется, всё обеспечивается деятельностью мозга (и многих других органов). Но разве физиологические процессы отрицают и заменяют психологические?
Функционирование организма не тождественно жизни человека! 
 
 
***
Душа – категория не организмическая, а человеческая. Вопрос о том, где находится душа некорректен. Душа – не «где», душа - «КАК»!
 
 
***
Свобода - понятие социальное, она  разумна и ответственна, она всегда существует в некоем смысловом поле, и поэтому может быть "от" или "для".
Воля - понятие первичное, природное. Воля не бывает ни "от", ни "для", она самоценна, поскольку является самим средоточием, яростным биением жизни. Воля не противостоит ответственности свободы, и она не безответственна - она вне-ответственна.
И потому человек может быть как бы свободным, но при этом безвольным; и вольным, но лишённым свободы (интересно, что русский язык позволяет нам сказать "лишить свободы", а вот воли лишить нельзя, её можно только лишиться). Однако упомянутое "как бы" существенно: человек, отказавшийся от воли, не может быть свободным, поскольку он перестаёт быть живым. Воля - это страсть жить, выбор быть живым. И потому без воли не бывает свободы.
Свободу можно сравнить с руслом, по которому течёт бурный поток жизни (воли) в том узком направлении, который ему задаёт русло. Этот поток можно перекрыть, запрудить, тогда он стихает, русло заболачивается, "вольная жизнь" в человеке гаснет. Человек остаётся как будто свободным и "от", и "для", но без воли нечем уже совершать выбора, нечем творить и нечего...
 
 
***
Когда в центре заботы человека стоит его состояние (и стремление воздействовать на него непосредственным образом), а не он сам и его участие в мире, тогда он совершает аутистический разворот на самого себя и выключает себя из взаимоотношений с миром. По сути, этот разворот означает занятие патологической позиции – именно с этого места и начинает развиваться различного рода психопатология. Проявляется это в том, что он избегает каких-то сложных для него взаимоотношений, ситуаций, дел, уходит в «виртуальное общение», в работу, в секс, пичкает себя успокоительными, пьёт горькую, употребляет наркотики, занимается так называемыми «духовными практиками» - лишь бы изменить состояние на более приятное, лишь бы не переживать, лишь бы избавиться от тревоги, лишь бы не чувствовать напряжения.
 
 
***
Прямо сейчас. Остановись. Вспомни.
Ты живёшь! Ты есть.
Всё, что в твоей жизни происходит, всё, что ты переживаешь, всё, что тебя заботит, волнует, радует или тревожит, есть проявление этой жизни - проявление тебя-живого, настоящего.
Вспомни о себе.
И тогда... Тогда ты не сможешь не заметить, что Жизнь не заткнёшь за пояс! Она так или иначе найдёт, как себя осуществить.
Вопрос лишь в том, будешь ли ты при этом вместе со своей жизнью (с собой-живым) или будешь противостоять жизни, умертвляя и разрушая себя, полагая, что стараешься героическими усилиями себя сохранить.
Помни о себе. Ты и есть Жизнь.
 
 
***
Сущность человека является круглой, у неё нет различия между верхом и низом. Высота человека находится в его глубине, и подъём к вершинам духа происходит через погружение в свои глубины. И только те, кто плавает по поверхности, как жуки-плавунцы, и не осуществляют своей природы, разворачиваются в плоскость и становятся "низменными".
 
 
***
Язык определяет сознание: неточные слова создают неточные представления; неточные представления создают неточный взгляд на действительность. Мировоззрение определяет мировосприятие (как смотрим, так и видим). Когда мировоззрение расходится с действительностью, мы перестаём соответствовать жизни. И это влечёт за собой множество неприятных следствий, начиная с разложения культуры общества в целом и заканчивая психическими расстройствами людей. Возможно, что разрушение языка (которое принято называть его "развитием") является одной из причин множащихся психических расстройств и кризиса современной цивилизации.
 
 
***
Чем в большей степени психотерапия технологична, чем в большей степени она ориентирована на «техники» и «психотехнологии», тем в меньшей степени она является психотерапией.
 
 
***
Выбор всегда производится неосознанно – он происходит из каких-то неведомых нам внутренних оснований, мы его можем только заметить, когда он уже совершён. А решение мы всегда принимаем осознанно. Если наше решение является утверждением нашего выбора, если оно соответствуют нашему выбору, тогда у нас нет внутренних разногласий, мы живём согласовано, целостно. Если наше решение противоречит выбору, тогда у нас непременно возникает внутреннее противоречие и напряжённость. В лучшем случае решение должно являться осознаванием совершённого выбора («Выбор уже сделан, его осталось только осознать», - из к/ф «Матрица»).
 
 
***
Если мы вникнем в суть того, что мы называем своей совестью, то мы не сможем не заметить, что совесть - это не просто нечто "во мне" или "у меня". Содержанием моей совести являются мои внутренние действия: я как-то живу среди людей. Моя совесть - это мой способ быть человеком (или не быть им).
 
 
***
По большому счёту, вся современная наука магична, ибо в данном случае особенность состоит вовсе не в научных или ненаучных методах познания, а в смыслах. Современная научная парадигма – это магическая парадигма, ибо одним из главных её смыслов является направленность на управление природой с целью её использования. Современное «общество потребления» одержимо идеей эффективного использования чего бы то ни было, и является квинтэссенцией такого магического мировоззрения. Возможно, это прозвучит несколько неожиданно, но мы живём в магической цивилизации.
 
 
***
Самопознание - это не разгадывание себя как ребус, не анализирование неких своих "психических жидкостей", не объяснение себе себя. Самопознание - это чувство себя, это бытие с собой, это присутствие при себе и своих делах, это знание себя, а не знание о себе. Знание себя основано не на описании, а на чувственном опыте себя, на связи с собой, на пребывании своим вниманием в себе и ощущении себя изнутри. Это знание нельзя описать словами даже самому себе, в нём можно только быть.
 
 
***
Невозможно жить и как-либо действовать и не вступать при этом в отношения: всякое действие осуществляется в отношениях и является проявлением отношений. Быть живым - значит вступать в отношения (быть вместе). В какой мере человек избегает, уклоняется от отношений, в той мере он не живёт.
 
 
***
Если вы хотите надёжно и гарантированно сойти с ума, нужно как можно усерднее гнать от себя свои тревоги, страхи, болезненные переживания (то есть себя самого, который всё это переживает), весь так называемый «негатив». И тогда «вырвавшаяся» из-за укреплений боль (жизнь!) непременно начнёт эти укрепления крушить.
 
 
***
Запределье духа не где-то там, в далеких далях, а здесь, в средоточии моего сердца, в том месте, где есть Я.
 
 
***
У каждого из нас самая первичная, самая глубинная, самая сущностная нужда - быть в единстве, быть вместе. Сила этой нужды рождает в нас не только движение друг к другу, но и само движение жизни. Сила этой жажды единства, целостности, совместности (то есть счастья), которая влечёт, притягивает и собирает воедино есть любовь. Действующая «рука» этой силы, с помощью которой осуществляется это принятие-собирание есть внимание. Вниманием мы, собственно, вообще рождаемся как субъекты (как человеки), которые могут быть вместе.
 
 
***
Если я испытываю трудности и у меня есть желание облегчить себе жизнь, то начинать стоит не с вопросов: как мне преодолеть, избавиться и т.п., а с вопросов о самом себе и своей деятельности здесь и сейчас. Решение и избавление от чего бы то ни было необходимо искать не в неких иных местах, а в том месте, которое я занимаю. Именно это место определяет те «иные» возможные действия, которые я могу предпринять.
 
 
***
Творчество есть деятельность по обнаружению самого себя в мире через самовыражение.
 
 
***
Во внутреннем мире, в мире души никакими действиями, направленными «от», невозможно достичь «освобождения от»: ни изменить, ни избавиться, ни освободиться. Можно лишь усугубить и усложнить.
 
 
***
Наша обессиленность и измотанность своими переживаниями являются верными признаками того, что мы не в контакте с собой и своими чувствами, что мы их всеми силами избегаем. Своим усилием не чувствовать мы и измотаны.
 
 
***
Возможность быть включённым в себя появляется тогда, когда мы себя и свою жизнь в своих интересах ставим на первое место, а «избавление» от того, что мучает, переделывание себя – на последнее. И занимаемся знакомством с собой. В процессе этого знакомства и происходит всё то, что так желаемо.
 
 
***
Смысл не в том, чтобы зараз что-то изменить в себе (и вообще не в том, чтобы в себе что-то менять), а в том, чтобы начать поворачиваться к себе передом, а к лесу задом, и жить с собой заодно.
 
 
***
Умирать (находиться  в беспамятстве себя) можно бесконечно долго, и ничего этому помешать не может, кроме собственного желания жить. В этом смысле жизнь вечна, но конечна, а ад – пребывание в небытии самоотчуждения, невключённости, отсутствия, - бесконечен.
 
 
***
Любое эмоциональное состояние есть выражение некой деятельной позиции.
 
 
***
Медленно перевариваться в собственном соку, сетовать, смаковать свою тяжёлую долю является ни чем иным, как способом бегства от своей боли – от того, что является её источником. Такое лже-погружение в своё состояние, такая захваченность им без внимания к себе, является способом консервирования нашего страдания, а не изживания его. Это является способом не чувствовать – не переживать того страшного и болезненного, что стоит за нашим страданием: если мы не будем «упиваться», то с чем нам придётся встретиться, с какой невыносимой для нас болью, ужасом, мукой? 
 
 
***
Топтать землю и БЫТЬ ЖИВЫМ – не одно и то же! ЖИЗНЬ – явление не историческое! ЖИЗНЬ не создана из фактов.
И также она не сделана из моего тела, хотя именно в жизни тела она и представлена мне и миру. Умру я или не умру, сделаю я что-то значительное или не сделаю, произойдёт нечто со мной или не произойдёт, это никак не может отменить того, что я есть!
 
 
***
Свобода, так же, как и любовь, в своей сущности есть нечто такое, что отражает моё деятельное состояние, моё присутствие в Мире. Свобода – это я действующий и я выбирающий, а состояние свободы есть состояние действия (действенности).
Свобода – это действующая воля к жизни. Она есть тогда, когда Я Есть.
 
 
***
«Независимость» есть ощущение разрыва ненужных связей (болезненных, иллюзорных, искажённых)
 
 
***
Свобода – это выбранная нами и вполне определенная наша зависимость, наша конкретная граница, которую мы установили для себя опытным путем, и в которой мы обретаем реальные опоры и возможности для своей деятельности.
 
 
***
«Зависимость» (болезненная) – пребывание не на своём месте, не в своих обстоятельствах, отказ от деятельного со-участия в том, что происходит.
 
 
***
Какая необходимость может быть более той, которую создает для нас Бог этим Миром, в котором мы вынуждены жить?
 
 
***
Счастье есть установление связи с тем, что больше тебя, знаемого тобой. А потому счастье не есть утверждение чего-то известного и желаемого, а оно всегда есть путь в неведомое и незнаемое. Счастье есть причастность к запредельному для тебя – к самому себе неведомому! И через эту причастность, через это установление связи, счастье есть обретение целостности и единства. Смысл счастья – в наличии связи и обретении через нее целостности и единства. Счастье – это быть вместе с самим собой и через это всё более и более становиться самим собой.
 
 
***
Чем больше мы не хотим допустить переживание своей боли, тем страшнее, тревожнее и больнее нам становится.
 
 
***
Наши любимые являются не источником нашего счастья, а его порождением.
 
 
***
Психотерапия есть путь принятия и освоения себя как человека и своей жизни как жизни человеческой.


© В.В. Ляшенко

статьи, события, актуальная информация
 
г. Москва, +7 (926) 811-31-65; v-psy@list.ru
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все материалы, представленные на сайте, являются авторскими.  Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора. 
При цитировании  материалов сайта активная ссылка обязательна:
https://v-psy.ru

© 2023 
Виктор Ляшенко
Яндекс.Метрика