И оттого, что забывается самое главное, так часто в жизни оказывается, что по достижении задуманного, человек оказывается в неожиданной прострации: «Ну вот, есть… и что?». И таких еще можно назвать везунчиками (!), гораздо хуже, когда человек не знает, не догадывается услышать себя, обратить на себя внимание и заметить, что он несчастлив, продолжая в пионерском задоре шествие к тому, что ему вовсе не нужно.
Например, такой историей со мной поделился один мой друг. А он относится к тем людям, которые умеют ставить цели и достигать их. В свое время был он бизнесменом и вот задумал открыть кафе. Собрал он компаньонов, договорился, организовал, через энный промежуток времени это кафе открылось. И вот сидит он в этом кафе... и чувствует, что как-то, что-то, как будто и не радостно совсем... Почему? Отчего? Ведь так хотел этого. Хотел! Это была его личная цель! И что? А ничего... Оказалось, что цель эта как бы так... фук... не дает радости...
И это вполне типичная ситуация. Мы как-то ставим цели, как-то их достигаем, а вот зачем и для чего…? Часто вопрос о достижении своих целей ставится в плоскости: «Как мне достичь то, что я хочу?» или «Что мне нужно делать, чтобы достичь желаемого мною?». Однако это совсем не те вопросы, которые действительно нуждаются в решении. Это вопросы преждевременные, если не сказать более жестко – бессмысленные. Потому что, когда вопрос ставится таким образом, когда человек переживает остроту именно этого вопроса, восклицая: «Ка-а-ак мне достичь того, чего я так хочу?!» - тогда вероятнее всего, что проблема состоит вовсе не в том, что человек не может найти способы осуществления своего желания, а в том, что он вовсе не знает, чего и зачем он хочет – то, что он хочет, это не то, что ему действительно нужно, необходимо, это не есть его настоящее желание, это что-то придуманное, что-то чуждое ему, но засевшее в его сознании, как прекрасный образ счастья.
Не в том проблема, чтобы ставить цели и достигать их, а в том, что мало кто знает, чего он действительно хочет, что действительно нужно! И так легко пойти за общественным мнением и предать себя, соврать себе, поставив ложную цель. И вот это (как я предаю себя, как вру и не доверяю себе, как отказываюсь от себя и от нужного себе) является действительной психологической проблемой, препятствующая обретению счастья, которая может решаться самостоятельно или совместно с психологом.
Однако масса людей именно в таких отношениях с самими собой и находится: не обращают внимания на то, что происходит в их душе, не обращают внимания на то, что они переживают, а заткнув себе уши от самих себя, прибегая к любым уловкам, чтобы не чувствовать своей тревоги и боли, идут за тем, что будет как-то оценено в обществе, но бессмысленно для них самих. А потому их душа полна тревоги, тоски, печали, уныния от того, что делают они что-то не нужное для самих себя и не делают нужного – не осуществляют самих себя.
Однако есть очень простой ориентир для того, чтобы понять, в верном ли для самого себя направлении вы живете или нет. Если перспектива чего-либо рождает в душе радость и вы чувствуете, что ваша сила растет, вас распирает, и вы становитесь вдруг чуточку счастливее – это душа откликнулась на НУЖНОЕ вам. И если вы ее услышите, обратите внимание и осознанно уже примете соответствующее решение, то есть сформулируете задачу, поставите цель, то эта цель САМА будет мотивировать вас на свое достижение. Что значит мотивировать? Это значит, она будет давать силу для своего осуществления, то есть в ответ на перспективу ее достижения будет «вырабатываться» необходимое количество энергии. У вас будет прибывать сила. Да и само состояние счастья* есть не что иное как переживание прироста силы: сила, наполняющая нас, когда мы прислушиваемся к самим себе, рождает переживание радости и осмысленности жизни.
________________________________________
* Стремление к счастью есть стремление к целостности, завершенности себя. Когда мы становимся целостнее, наше чувство счастья возрастает вместе с притоком силы в нас. Тогда мы всецело проживаем свою жизнь и самих себя. Состояние счастья есть свидетельство и результат увеличения нашей целостности. И оно есть, в сущности, ощущение прироста силы как следствие причастности к большему тебе, чем ты был до этого. Причастность самому себе создается углублением и расширением внутреннего пространства, и только через внутреннее действие – внимание к себе и принятие себя. И через эту причастность, обретается внутренняя целостность и единство. Смысл счастья – в наличии связи и обретении через нее целостности и единства. - Прим.автора.
Если же вы чувствуете, что вы внутренне как бы «сдуваетесь», что жить становится тошно, отвратительно, что внутренняя тревога не проходит, как бы вы ни старались себя анестезировать (алкоголем, сексом, работой, интернетом, развлечениями), то это знак того, что вы идете не туда, куда вам нужно – не туда, куда вы хотите. Вы чувствуете, что вы несчастливы и страдаете. И ведь каждый из нас это хорошо ощущает по самому себе, выражая словами: «жизнь заела», «скука», «ну почему мне всегда нельзя то, что я хочу…». Жизнь теряет свою привлекательность, мы теряем вкус жизни и начинаем ругать жизнь. А все просто – мы сами отказали себе в праве жить.
Начинать нужно не с целей, а с выяснения своего хочу. Через свое настоящее желание мы получаем доступ к источнику силы, который открывается для нас тогда, когда выбранная нами цель может удовлетворить нашу действительную нужду: когда потребность и предмет потребности соответствуют друг другу.
Собственно, когда распознана действительная (!) потребность – нужда, которая откликается всем тобой, всем существом: и душой, и телом – то конкретная цель рождается сама собой, без особого напряжения – сила, рождающаяся внутри в ответ на распознанную, узнанную потребность, на радостную возможность ее удовлетворения, сама ведет, сама рождает эти цели – глаз безошибочно выделяет в миллионах вариантов тот, который нужен, и ноги сами туда топают, а руки делают. Тогда не надо себя ни на что уговаривать или стимулировать как-то дополнительно, цель живет внутри!
Все твое существо хочет этого, а не только твое умозрение, придумавшее себе ложную цель, которая может не удовлетворять настоящий голод.
Основной принцип – доверять себе, идти за собой, а не за логическими умопостроениями.
Когда же человек задает вопрос: «Что мне делать?» - то он задает не тот вопрос. Настоящим же вопросом будет: «Что я хочу?» - ответ на который можно найти не столько путем пристрастного допрашивания себя, сколько путем внимания и доверия себе.
Когда человек чувствует свое желание, как внутреннюю необходимость: она его заводит, наполняет и дает смысл существования, - тогда вопросы «как?» и «что?» решаются походя – решения о конкретных путях достижения приходят изнутри – сила желания так движет, что человек ею (своей силой желания, своей потребностью) видит и находит в мире все, что ему нужно для достижения цели. Тогда вопросы «как?» и «что?» не мучают, они ставятся в неком техническом порядке, и так же технически находятся ответы. В них тогда нет никакой психологической проблематики, никакой внутренней трудности, которая всегда слышится в эмоционально заряженном восклицании человека, зашедшего в тупик: «Что мне делать?», «Как мне поступить?».
И вот люди посещают семинары и тренинги, нанимают коучей, чтобы научиться ставить цели и достигать их. И их этому вполне эффективно учат! А вот только счастья не прибавляется… И они, наконец, приходят к психологу. Зачем, как вы думаете? Да за тем же самым – чтобы им подсказали, что они делают неправильно и научили делать правильно. Как будто какое-то «правильно» существует… И именно этот момент является одним из краеугольных камней (не единственным, есть и другие) в причинах, по которым человек остается вечно несчастным.
Если я считаю, что есть некие правила, стратегии, законы, информация, которые мне неизвестны, и поэтому у меня существуют такие-то проблемы, то я, конечно же, буду пытаться их у кого-то узнать (пусть меня научат, расскажут, покажут), в надежде их выучить и изменить себя и свое поведение так, чтобы… (подставьте свои слова). Но именно эта надежда на то, что я овладею некими знаниями или технологиями и изменюсь, именно это намерение изменить себя, означает, что… (?). Это означает, что меня для меня нет, что я для самого себя не живой, не человек, а какой-то механизм, у которого имеются некие тактико-технические характеристики, и если мне себя немного (или значительно – это уж зависит от степени неприятия себя и недовольства собой) усовершенствовать, то все мои проблемы решатся.
И я действительно могу чему-то научиться, каким-то технологиям, и этим существенно облегчить свою жизнь! Однако это совсем не будет означать решение моей проблемы. Проблема моя все равно будет сквозить и проявляться в других событиях, отношениях, делах – в моем ощущении себя и своей жизни. Ибо пока я изменял
себя, я не занимался решением своей проблемы – я вовсе не знаю ее! Ибо проблема моя вовсе не в том, что я чего-то не знаю, не умею, или в том, что я какой-то там (чем-то обладаю или не обладаю), проблема не в том, что я «несовершенен», а в том, что я желаю этого совершенства. Но психологически, это означает очень простую вещь: я сам для себя не человек!
Проблема – в отсутствии меня у меня! Проблема в том, что я сам на себя не обращаю внимания! Я для себя не важен и не нужен (такой, какой есть) – мне нужен какой-то другой я, более совершенный, а вот такой – не нужен. Одна моя клиентка как-то, когда у нас с ней зашел разговор о ее неприятии себя, сказала так: «Я себя критикую, злюсь на себя и желаю себя изменить. Такая, какая я есть, я сама для себя неприемлема, невыносима. Я не нравлюсь себе, когда у меня что-либо не получается, и когда я думаю, что мне с собой вот такой придется прожить всю оставшуюся жизнь… ну уж нет – уберите это, дайте мне другое».
И вот такой кажущийся парадокс: да, я хочу жить по-новому, и для этого мне нужно как-то что-то начать менять (а если я человек взрослый, образованный и думающий, то я понимаю, что изменять при этом мне нужно не мир, не людей, а себя), однако залогом начала изменений будет отказ от изменений себя. Как же так? Что это значит – перестать пытаться себя изменить? И почему вдруг должны начаться изменения во мне?
Дело в том, что когда мы стараемся себя изменить, то в этом проявляется наше нежелание знать и узнавать себя настоящих: мы себя оценили, исходя из каких-то внешних критериев, и теперь хотим себя подровнять под прокрустово ложе каких-то общественных представлений о том, каким должен быть человек. В этом желании насильственно себя изменить есть невнимание к тому, по каким причинам в нас есть то, что нам не нравится, что оно означает и что для нас делает. Но именно это и важно! Именно в этом и содержится разгадка изменения!
Ведь кто такой этот я, который занят ловлей себя и попытками себя переделать? Имею ли я право требовать от себя и насиловать себя придуманными изменениями? С чего я решил, что то, что я хочу с собой сделать – тот придуманный мной образ себя – является верным и правильным, является действительно нужным мне?
Чаще всего, это желание себя переделать под выстроенный собой образ проявляет страх и неприятие себя – то есть как раз ту проблему, которая мучает! И придуманный образ себя-счастливого, по большей мере, являет собой существо проблемы – то, что делает несчастным. Само желание быть вот «таким» и изменить себя под некоего себя-такого есть проявление внутреннего конфликта. И именно то, что нечто в вас вами не принимаемо, отвергаемо, как-то негативно оцениваемо, создает те проблемы, которые рождают желание измениться. И когда вы пытаетесь себя изменить под свое представление, то вы просто-напросто себя насилуете – уничтожаете себя настоящего. Тогда, желая себя изменить… вы тогда являетесь врагом самому себе и самого себя воспринимаете как врага, с которым боретесь…
Желание меняться так же проблематично, как и нежелание меняться. В том то и дело, что нам действительно нужно меняться, но изменение это состоит в отказе от желания себя менять. Хотим мы или не хотим, мы меняемся вместе с тем, как меняем свой образ жизни, свои действия, поступки,… - мы меняемся вместе с изменением жизни, по ходу, и не нужно специально себя «усовершенствовать». Не себя нужно совершенствовать и насиловать «самосовершенствованием», а свои действия – свои проявления в мире, свои способы жизни, свое отношение к себе. И это задачи не технологические, а задачи внимания, переживания – задачи внутренней жизни – задачи позволения себе быть и жить такому, какой ты есть, уже сейчас: я сам всегда хороший, любимый, нужный, ценный, а вот то, как я действую… - это я могу исправлять, совершенствовать, понимая, что как бы я ни действовал, сам я все равно хороший и совершенный – мне нечего в себе изменить и даже невозможно: Я – это вообще единственное условие существования меня.
Нужно лишь жить действительной жизнью, без вранья и предательства себя, и все необходимые изменения произойдут сами собой.
Самосовершенствование состоит не в том, чтобы стараться себя привести в некий должный вид или состояние, а в том, чтобы обращать внимание на себя-живого, прислушиваться к себе: относиться со вниманием, как к дорогому человеку, как к тому, кто очень нужен, кто очень любим и важен. Из того, что я лучше узнаю себя-настоящего-живого, находясь в контакте, в связи с самим собой, я лучше чувствую свои настоящие желания. А значит, я начинаю делать то, что мне действительно нужно, когда нужно, как нужно. Ошибок становится меньше, а я становлюсь счастливее.
Когда вы обнаруживаете то, что вы отвергали, не принимали и разрешаете этому быть, то эти «негативные» черты как-то удивительным образом тают, а вы вдруг понимаете, что вы хороший и вам не нужно меняться. И это потому, что вы изменились, отказавшись от попыток себя изменять, перестали с собой бороться и самосовершенствовать... Нужно не совершенствовать себя, а узнавать. И этот самопознавательный процесс, принимающий все то, что узнается, является основой для действительного изменения. Примите как неоспоримый факт вашей жизни: мне МОЖНО быть таким, какой я есть!
МОЖНО! Я все равно буду при этом хорошим и буду иметь право на жизнь! Если вы живой, то значит уже всё МОЖНО! Всё можно, но не всё обязательно…
Нужно учиться доверять себе – только вы сами знаете, что нужно вам. Опыт рождается в открытости самому себе. Умение слышать себя и идти за собой есть главная наука в умении быть счастливыми. Нужно доверять себе. И действовать.
© Ляшенко В.В.
14.02.2012