Нам важно находиться в единстве с самими собой – замечать себя, чувствовать себя, быть в месте себя и вместе с собой. Если и когда мы теряем эту связь – мы теряем самих себя, а вслед за этим теряем и других людей. Потеря связи и является корнем душевных трудностей и страданий, которые начинают возникать вслед за этой потерей.
И другой человек может быть для нас проводником к самим себе. Придя же к самим себе, пребывая с собой в связи, мы имеем возможность выйти к другому человеку – уже по-настоящему выйти: увидеть Другого, почувствовать его (посочувствовать), заняться наконец-то не собой, а другим, сделать что-то полезное для него или вместе с ним, сообща.
В этой связи мы можем вспомнить многих философов, мудрецов, психологов, говоривших о необходимости познать себя и прийти к себе. Но поскольку арт-терапия своим существованием во многом обязана Карлу Густаву Юнгу, давайте обратимся к нему.
Юнг видел задачу человека в том, чтобы стать самим собой, осуществив свою природу. Самоосуществление при этом он видел в движении к своей Самости, к своей целостности, своей непротиворечивости. И это движение к самому себе Юнг назвал индивидуацией, что буквально и означает – становление «не-делимым» (от лат. «in-dividuus» - неделимый). При этом, что очень важно, индивидуация означает не индивидуализм (то есть подчеркивание некоей своей уникальности, непохожести, своеобразия в ущерб общественным интересам и обязательствам), а напротив – осуществление своих общественных качеств, своей человеческой общественной природы, своей человечности.К чему я всё это говорю? Какая здесь связь с арт-терапией и искусством?
Дело в том, что как раз арт-терапия является прекрасным и в чём-то уникальным, условно говоря, «инструментом», с помощью которого человек может продвигаться в самоосуществлении, в приближении к самому себе и к Другому.
Как и за счёт чего это становится возможным в арт-терапии? Для того, чтобы это понять, необходимо представлять, что происходит в арт-терапевтическом процессе. (Уточню: всё, о чём я буду говорить – относится к практике Присутственной арт-терапии, поскольку я представляю именно этот подход).
Арт-терапия является особой практикой творческой деятельности и отношения к себе – такой практикой, которая помогает обратить внимание на свой внутренний мир: мир чувств, переживаний,
смыслов, часто труднодоступный в суете повседневной жизни. Но что понимается при этом под творчеством? Это один из самых важных вопросов. Ибо он определяет, чем на практике будет являться то, что мы называем «арт-терапией».
В моём понимании, творчество есть деятельность по обнаружению самого себя в мире через созидание. При этом под «созиданием» понимается процесс самовыражения, у которого имеются и некие естественные продукты.
Этим я хочу подчеркнуть, что творчество творчеству – рознь. Если мы занимаемся целенаправленным созданием какой-либо вещи, произведения, зная и понимая то, что мы хотим создать, то это уже не совсем творчество. Во всяком случае, это уже некое «вторичное творчество». Ибо творческим процессом можно назвать только такой, основой которого является свободное движение внутренних сил к выражению и осуществлению самих себя.
На практике это означает, что:
- мы обращаем внимание на движения в своей душе,
- погружаемся в эту стихию, вчувствуемся, вживаемся, осваиваемся в ней,
- и выражаем её, позволяя ей проявляться сообразно её собственным течениям.
В результате этого выражения и происходит со-творение: я делаю выбор в пользу своих внутренних сил (себя-живого), и они, раскрываясь и действуя в соответствии со своей природой, воплощаются в какие-либо чувственные образы.
В этом творческом действе продукт может быть, а может и не быть. Но не он важен.
Арт-терапия существует не ради «продукта», а ради возможности открытия источника жизненной силы, который будет себя проявлять так, как это будет свойственно ему самому.
Когда осуществляется это внутреннее соприкосновение с источником, вот тогда и происходит настоящее творение – создание нового, того, чего ещё не было. И это новое имеет, прежде всего, личную ценность – как выражение и объективация субъективного.
Более того, когда целью нашей практики является создание какого-либо произведения, изделия, то в этом случае мы имеем большой соблазн сместить акцент нашего внимания с самих себя и тех сил, которые могли бы себя выразить в творческом движении самообнаружения, на создание этой вещи, ведь она является нашей целью. И тогда… мы как бы «творим», создаём какие-то, возможно, красивые, «оригинальные» вещи, а исцеления не происходит, поскольку не происходит обнаружения себя, не происходит раскрытия внутренних сил, ведь не они нам важны, а наше «произведение».
В арт-терапии «создание» чего-либо является естественным сопутствующим действием: оно представляет собой воплощенное действие и результат (зачастую неожиданный) обнаруживших, проявивших себя сил. Когда мы выражаем себя каким-либо образом, то, разумеется, это имеет и какой-то свой материальный результат. Но до этого творческий процесс является самоценным: это стихия, космогония, это творение мира...
Арт-терапия основывается не только и не столько на эстетических или художественных ценностях, сколько – на психологических и даже онтологических ценностях. И потому арт-терапия не призвана заниматься ни развитием эстетического вкуса, ни художественных навыков, ни созданием красивых произведений искусства и т.п. Конечно, арт-терапия – это в какой-то мере и художественное творчество (ведь обращаемся мы именно к художественной деятельности), но его художественные достоинства – не самое главное.
В арт-терапии самое важное – внутренняя правда, искренность в самовыражении, соответствие творческого процесса переживаниям. Именно это бывает очень сложным, и этому приходится учиться. И чем лучше и полнее это получается, тем эффективнее и целительнее арт-терапевтический процесс.
Творчество в арт-терапии
ценно, прежде всего, тем, что в нём человек обретает непосредственный опыт самоосуществления, опыт своего БЫТИЯ!
И в связи с этим, одной из главных особенностей Присутственной арт-терапии является то, что весь творческий процесс ориентирован на поиск и проживание момента личного выбора – того, с чего начинается любой опыт, с чем бы он ни был связан, поскольку выбор является основным фактором, определяющим нашу жизнь, в том числе и наличие тех или иных психологических затруднений.
Это означает, что в арт-терапевтической практике человек напрямую обращается к месту своего выбора как сердцевине переживания и через это получает возможность обретения самого себя настоящего, неподдельного, живого.
Для того, чтобы это стало возможным, необходимо соответствующим образом выстроить арт-терапевтический процесс как особую внутреннюю деятельность!
Чем занят человек в процессе Присутственной арт-терапии?
Созданием произведения?
Нет!
То есть, конечно же, да, но не в первую очередь.
Прежде всего, он занят тем, что обращает своё внимание к переживаниям, к своему состоянию.
А поскольку к психотерапевту приходят люди, у которых есть какие-либо психологические затруднения, то это означает, что человек обращается к проблемным переживаниям, к тому, что его мучает, что приносит ему боль и страдания: то, что в данный момент является центром переживаемого состояния, и является содержанием арт-терапевтического процесса. Главная задача творческого процесса – поддерживать, многократно усиливать и проявлять внутреннюю деятельность самообнаружения и проживания.
Обращаясь к своим настоящим, невыдуманным чувствам, человек приходит в непосредственное соприкосновение с «фактом своего существования» - он становится очевидным для самого себя.
И весьма нередко бывает, что человек в процессе арт-терапевтического погружения впервые получает «ощущение себя» – ощущение некоего «внутреннего» себя. И это ощущение порой существенно отличается от того, что человек про себя думал и кем себя знал. Человек обретает переживание «подлинного», «настоящего» самого себя.
Это является одним из самых важных и нужных переживаний, ибо оно определяет такую позицию человека по отношению к самому себе и к миру, которая даёт возможность «быть». Что значит – жить и преодолевать свои жизненные трудности, находясь в реальном взаимодействии с миром – тогда, когда я не «функционер», а я есть.
Именно такого опыта, - то есть опыта переживания «подлинного» себя и опыта реального взаимодействия с другими людьми, - человек часто не имеет, поскольку в жизни чаще всего обращён вовне, не находясь в контакте со своими чувствами.
Знание себя к нам всегда приходит изнутри, и основано оно исключительно на личном опыте и личном осмыслении этого опыта – опыта себя, опыта своей жизни.
Это знание непосредственное, чувственное, в своей основе бессловесное, и оно не имеет отношения к тому внешнему знанию о себе, которым мы обычно располагаем: имя-фамилия, события биографии, медицинские и психологические сведения о себе, которые мы можем получить через анализы, тесты, интерпретацию продуктов своей деятельности и т.п.
Знание себя принципиально отличается от знания о себе.
Знание себя мы получаем только через пребывание внутри своих чувств, вскрывая их смысл и значение изнутри, пребывая в них своим вниманием и проживая.
Знание о себе – это всегда знание о себе каком-то, в нём всегда есть какой-либо описательный контекст.
Знание себя основано не на описании, а на чувственном опыте себя, на связи с собой, на пребывании своим вниманием в себе и ощущении себя изнутри. Это знание нельзя описать словами даже самому себе, в нём можно только быть.
Сложность в том, что мы все очень заняты: мы погружены в неизмеримое количество дел, общений, занятий, которые создают постоянный внутренний шум и отвлекают нас от самих себя. И нам очень трудно остаться наедине с собой, не отвлекаясь при этом на цели, лежащие вне нас: например, на создание произведения.
Арт-терапия же предоставляет уникальную и в каком-то смысле парадоксальную возможность деятельного пребывания наедине с собой, когда эта деятельность не отвлекает от себя, а напротив – направляет и сосредотачивает на самом себе.
И чем ближе мы приближаемся к своей тишине, все ближе соприкасаясь с тем, что мы переживаем собой и своим, тем больше мы имеем шансов на встречу с Другим. Нам будет чем встретиться с ним! Если я открываю человечность в себе, то этой своей человечностью я и могу открыть Человека и в Другом.
Если говорить по-простому, то арт-терапия предоставляет
возможность самостоятельно и на практике открывать общечеловеческие нравственные законы. Напомню, что золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Когда в практике свободной творческой деятельности человек соприкасается с сокровенными областями своей души, и у него возникают настоящие отношения с самим собой, когда он переживает чувственную связь с собой, то это становится центром его нравственного чувства к Другому – центром его совести.
Однако такое открытие возможно только в том случае, если мы позволяем себе свободную творческую деятельность, ибо сама практика такой деятельности и становится залогом приближения к самому себе.
Присутственная арт-терапия как практика чувственного и деятельного пребывания с самим собой внутри своего опыта, помогает налаживать общение с самим собой, что становится одним из главнейших ресурсов для роста внутренней целостности и непротиворечивости.
И в заключении я хотел бы заметить, что более полувека тому назад психоаналитик Эрих Фромм говорил о фатальной разобщенности людей рыночного общества. С тех пор ситуация не только не улучшилась, а чрезвычайно усугубилась в современном «обществе потребления». В связи с этим особую актуальность получают групповые формы арт-терапевтической работы.
Арт-терапевтическая группа является такой формой психологической работы, которая удачно совмещает в себе терапевтические возможности групповой психотерапии и индивидуальной, а также совместной творческой деятельности.
© Ляшенко В.В.
2014 г.
Ляшенко В.В. Присутственная арт-терапия: Приближаясь к себе, приближаюсь к Другому // Искусство-Наука-Медицина: Феномен Арт-терапии. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции "Искусство-Наука-Медицина: Феномен Арт-терапии" / Сост. Т.А. Кочемасова, Н.Н. Мухина, О.С. Субботина; ред. Е.О. Романова. - Ярославль: Фильгрань, 2014. - Вып.2