Внутренний образ и универсальная модель мироздания
Большой толковый словарь Владимира Чернышёва так определяет слово «мандала»:
Мандала (санскр. манда – суть, сущность, центр + ла (суффикс) – указание на завершённость, полное обладание = всесущее) -
- холст или доска с изображёнными на них символическими священными письменами буддизма;
- символическое изображение мироздания, аналогичное по функциям христианской иконе;
- место у дерева Бодхи, где Сиддхартха (Будда) достиг просветления, т.е. территория со всевозможными совершенствами;
- место в центре кайдана; алтарь буддийского храма».
На мой взгляд, в слове мандала можно усмотреть совсем неслучайное сходство с известным обсценным русским словом, обозначающим женские половые органы (тем более, если помнить о тесной связи санскрита и русского языка). Очевидно, что у этих слов один корень, обозначающий некую защищённую область, место, вместилище и указывающий на материнское начало, на целостность, из которой рождается жизнь – на женскую матку.
Мать, матка – это и есть прамандала. Мандала – это символ Женского, Великой Матери, Богородицы, Первоматерии, рождающей всё сущее: и Землю, и человека, и материю, и всю безбрежную Вселенную.
В общем смысле мандала есть универсальная символическая модель мироздания, человеческого сознания и всевозможных жизненных процессов – она выражает собой овеществление, проявление, рождение жизни.
Как первозданная форма, имеющая отношение к основам бытия, мандала известна и применялась во всех культурах, хотя сам термин «мандала» является термином восточной духовной культуры, отражающий особую философию и мировоззрение Востока, которые определяют и соответствующие особенности использования тех «психологических инструментов», которые называются термином «мандала».
Все мандалы восточной традиции имеют индивидуальные различия: нет мандал, которые были бы похожи одна на другую, несмотря на то, что существует и вполне определённая структура мандал, и правила, по которым они создаются.
В восточной традиции любая мандала в своей сути представляет собой сакральный дворец – дом какого-либо божества (божество мандалы располагается в центре), которое является выразителем вполне определённых качеств (например, сострадания, милосердия, мудрости и т.п.). Каждое божество имеет свою мандалу, то есть свой дом, свой дворец.
В тибетской буддийской традиции мандалы* используются в ритуалах посвящения, в которых учителя дают разрешение ученикам заниматься тантрическими медитативными практиками: через мандалу само божество в символической форме даёт посвящение адепту.
___________________________________________________
* В тибетской традиции мандала называется «килхор», что означает «круг с наружными стенами и окружающей обстановкой».
При этом настоящая буддийская мандала – это прежде всего внутренний образ.
Поэтому, по свидетельству посвященных лам, мандалы, которые можно найти в монастырях и храмах, не обладают какой-либо особой ценностью, ибо являются всего лишь внешними репрезентациями настоящих мандал: без участия посвященного (который, опираясь на внешнее изображение, создает внутреннюю мандалу) такая мандала является лишь красивой
картинкой.
Практика состоит в создании внутреннего образа мандалы, который строится посвящённым в своем сознании (воображается).
Эта духовная практика настолько изменяет сознание йогина, что восприятие им окружающего мира преображается: для него этот мир становится миром божественным, Чистой Землёй, а сам он обретает те просветленные качества, которыми наделено его божество.
В этой связи можно привести слова из Тибетской книги мертвых (в более точном переводе – «Великое Освобождение в результате услышанного в бардо**»):
«О, сын благородного рода, все эти миры существуют только в четырех областях твоего собственного сердца и в средоточии его как пятой области, и ныне они вновь являются из твоего сердца и предстают пред тобой. Образы эти не приходят откуда-то извне, но существуют изначально как первозданная спонтанная игра твоего ума; распознай же их истинную природу!
О, сын благородного рода, образы эти ни велики, ни малы, но обладают совершенными пропорциями. У каждого из них свои украшения, свое облачение, свой цвет, своя поза, свой трон и свой символ. Они рассредоточены пятью парами, каждая из которых окружена ореолом света пяти цветов. Вся мандала, все боги и богини пяти родов явятся одновременно. Распознай их, ибо они – твои идамы***».
__________________________________________________
** Бардо (тиб. bar do) – буквально, «между двумя», - промежуточные состояния, через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека, начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения в новой форме. Для каждого этапа приводятся специальные рекомендации. В учениях Алмазного Пути говорится о шести бардо: бардо умирания, бардо дхарматы, бардо рождения, бардо жизни, бардо сна, бардо сосредоточения.
*** Идам – сокращение от тибетского «yid-kyi-dam-tshig» – просветленное существо в Ваджраяне. Ю.Н. Рерих переводит слово «yi-dam, yi-dam-pa» как «тот, чей дух тверд и неизменен». Другой вариант перевода – «желанный бог». Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, качества Будды, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов и в повседневной жизни. Буквальное значение «yid-kyi-dam-tshi» - формирование ума, удержание сознания в состоянии спонтанной свободы и ясности, которые составляют его истинную природу.
И именно поэтому адепту, постигающему «путь мандалы», гуру непременно напоминают, что образы мандалы не реальны, а являются лишь проекцией его собственного сознания. Ибо принятие символов в качестве реальности означало бы идолопоклонство – преклонение перед символами. Но не символы реальны, а то, что за ними стоит. За ними же стоит психологическая реальность
человека, реальность его внутреннего мира, которая выражается в этих символах.
Важно отметить, что вне зависимости от того, что по виду восточные мандалы зачастую представляют собой квадрат, тем не менее, все они имеют концентрическую структуру: это либо квадрат, вписанный в круг, либо круг, вписанный в квадрат.
Также многие мандалы имеют в своей структуре троичную символику, представленную в различного вида треугольниках. Карл Густав Юнг в этой троичности и четверичности видел проявление архетипов, которые нашли свое естественное выражение не только в восточной духовной культуре, но и в западной, в частности, в алхимических трактатах.
К слову сказать, алхимию Юнг считал не чем иным, как историческим аналогом своей психологии бессознательного. По его собственному признанию, лишь благодаря алхимии он смог осознать, что бессознательное – это процесс и что отношения между эго и бессознательным и есть психическое развитие. Лишь осмыслив суть алхимического символизма, Юнг смог прийти к центральному понятию своей психологии – к процессу индивидуации.
И в символизме алхимиков, и в восточных мандалах тройственность означает мужской принцип, а кватерность – женский. Соединение тройственности и кватерности означает воплощение духа в материю либо восхождение материи к духу (в зависимости от того, как они соотносятся друг с другом).
Круг, объединенный с квадратом, является символом связи души (круг) и тела, материальной реальности (квадрат).
Мандалы в различих культурах
В каждой культуре существуют своё понимание, своя терминология, своё назначение, своё воплощение и способы применения круговых изображений.
Большинство из них имеют культовый, сакральный, космогонический характер:
- мандалы и янтры восточных традиций;
- мандорла (от итал. mandorla «миндалина») в образах как западной, так и восточной христианской традиции;
- лабиринты;
- многочисленные яргические знаки-свастики;
- славянский календарь;
- магические круги алхимиков и оккультистов;
- зодиакальный круг;
- святилища, хороводы и ритуальные танцы с круговой организацией танцующих;
- ба-гуа и круг существования (инь-ян) китайской традиции;
- культовый предмет ацтеков «камень солнца»;
- города-храмы (например, Аркаим) и т.д.
При этом есть и то, что их все объединяет – объединяет их самое существо круга как символа совершенной целостности, объединённости, защищённости, зарождения нового.
Наиболее полного теоретического и практического развития мандала достигла в Индии и Тибете - и как жанр искусства, и как ритуальный медитативный символ. Один из древнейших мандальных геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма – это Шри-Янтра.
Исследователь А.П.Кулаичев так пишет о Шри-Янтре:
«История появления Шри-Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.)- здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри-Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).
В индийской традиции Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери.
Источник появления Шри-Янтры неизвестен. Кажущаяся простота геометрии этой Мандалы обманчива, на самом деле она настолько сложна, что воображение рисует мощный компьютер, который смог бы рассчитать такую форму, или возникает гипотеза о том, что первичное изображение (протомандала) имело сферическую, трехмерную форму и было нарисовано на… или внутри прозрачного кристалла. Или, что было в древности такое плоское изображение звезды, которое всеми своими 16-ю углами касалось внешней, описывающей окружности, а все последующие, в том числе современные формы Шри-Янтры - это лишь попытки приблизится к ее истинному изображению.
На сегодняшний день научно доказано одно, что Шри-Янтра действительно обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ».