"Много нас"Из множества я и мыни один не даётся в руки;скрываются под одеждой,уезжают в другие места.Когда уже всё готово,чтобы блеснуть умом, -тупица, которого прячешь,во рту твоём берёт слово.Порою в избранном обществея принимаюсь дремать,казалось бы - спи, смельчак,но трус, неведомый мне,придаёт скелету немалоосмотрительных поз.Горит дорогой мне дом,а на крики мои спешитне пожарник, а поджигатель,Всё тот же я, - так всегда.Как выбрать в себе себя?В своих глазах оправдаться?Все прочтённые книгиславят блистательных смельчаков:я умираю от завистии в фильмах, где ветер и пули,чувствую зависть всадникуи восхищаюсь конём!Но стоит позвать храбреца -является старый ленивец,и вот я не знаю, кто я,сколько меня, верней - нас.Вот бы нажатием кнопкивызвать себя настоящего:если я нужен себе,зачем же я исчезаю?Когда я пишу, я отсутствую,вернусь, а меня уже нет,хотелось бы знать: с другимислучается нечто подобное,их столько же, сколько меня,похожи они на себя?И если я это выясню,то всё усвою настолько,что объяснюсь, ну, хотя быразглагольствуя о географии.Пабло НерудаПроисхождение самокритики«Человек сделан из людей»Происходит такое отношение к себе, конечно же, из опыта общения с людьми. Прежде всего, это, конечно, касается периода детства и юности: то отношение, которое к нам проявляли
значимые для нас люди, постепенно нами интериоризируется (вращивается, присваивается), и мы сами начинаем делать с собой то, что делали с нами они. Однако на наше самоотношение оказывают влияние не только особенности наших взаимоотношений в ранний период жизни. Мы живём в мире людей. И другие люди влияют на нас (как и мы на них) постоянно, всегда – от рождения до смерти.
Психологические причины самокритикиПсихологическими причинами самокритики (того, как и зачем мы себя отвергаем) являются факторы субъективные – особенности нашей внутренней жизни.
- Самонеприятие (отвержение себя).
Самоотвержение провоцируется такими чувствами, как стыд и вина.
Условиями, в которых развивается самоотвержение, самообесценивание, являются непереносимость болезненных переживаний, отсутствие самоподдержки:
«Какой ужас. Как я мог!», «Я должен быть другим», «Таким быть нельзя».- Отстранение от других людей.
Когда других людей мы считаем не такими, как мы сами:
«Я не такой, как они», «Я хуже всех», «Они не имеют таких проблем», «Они имеют больше прав и свобод» и т.п., мы отчуждаемся от них. И вместе с этим мы отчуждаемся от самих себя, потому что социальность является частью нашей человеческой природы (как личности мы существуем только в контакте с другими людьми).
- Требование от себя совершенства.
Отрицание права на ошибку (
«Я всё должен знать, уметь, мочь и делать безукоризненно») создаёт излишнее внутреннее напряжение, которое невозможно разрядить в какой-либо деятельности - совершенство недостижимо.
- Снятие с себя ответственности.
Как это, возможно, ни покажется удивительным,
но критика не то же самое, что ответственность. Критикуя себя, мы не узнаём своей ответственности: мы либо требуем от себя слишком много, либо слишком мало. Но не видим того, что зависит именно от нас – зоны своей ответственности. Мы используем «негативный» опыт не для того, чтобы на нём чему-то научиться, а для того, чтобы обвинить себя:
«Это я во всём виноват!». А толку от этого?
- Отождествление себя и своих действий.
Критике подвергаются не наши ошибочные действия, а мы сами:
«Если я совершил ошибку, то со мной что-то не так, я неудачник, мне нужно исправиться», или даже «Такому никчёмному ничтожеству нет места на земле».Возможно, это не так очевидно, но такое токсичное обвинение себя затрудняет исправление ошибки и совершенствование своих действий, делает это практически невозможным.
- Потребительское отношение к себе.
Мы сами себе вечно чего-то должны. Мы не жизнь живём, а для чего-то себя применяем – для чего-то, с нашей точки зрения, более важного, чем сама наша жизнь, чем мы сами.
- Неумение обращаться со своими чувствами.
От неприятных чувств мы стараемся отвлечься любыми способами. И самокритика служит как раз этой цели. Но пытаясь избегать неприятных чувств, мы этим буквально топим себя в них.
Избегание боли приводит к страданию.
Что не помогает в борьбе с самокритикойПрежде всего, важно осознать (и помнить), что в борьбе с самокритикой
не помогает борьба с ней. Не помогает критика критики.
Критикуя «внутреннего критика», обвиняя его, борясь с ним, мы тем самым тренируемся именно в этой критике, взращиваем неприятие себя.
В действительности никакого «внутреннего критика» не существует. «Внутренний критик» - это всего лишь удобная метафора для описания процесса самоотношения. Борясь с самокритикой, мы тем самым продолжаем себя же критиковать, только уже не «хорошего» себя, а «плохого». Но ведь и «внутренний критик» критикует «плохого, некачественного меня», не так ли?
Получается, борясь с чем-то в себе, мы непременно объявляем себя плохими, и начинаем беспощадную войну с собой. И карусель самонасилия продолжает крутиться и крутиться… И всё же с этой карусели можно сойти.
Как быть?Как видим, на увещевания наш «внутренний критик» не реагирует, а от попыток заставить «его» замолчать, становится ещё более требовательным. Совсем как реальный человек.
На это и стоит обратить внимание, в первую очередь.
Вспомним, что всё, что мы делаем с собой – это проявления некоего нашего опыта общения с другими людьми. И к этому «внутреннему критику» можно начать обращаться, как к другому человеку (помня о том, что это всего лишь метафора особенностей нашего обращения с собой).
А что всякому человеку важно, чего каждый человек хочет больше всего на свете?
Каждый хочет быть услышанным, понятым, хочет внимания, принятия, признания, уважения, любви!И наш «внутренний критик» - в том числе, - ибо он ни кто иной, как мы сами,
помогающие себе жить теми способами и средствами, каким научились. Таким образом, наша задача состоит не в том, чтобы «изменять себя», борясь с чем-то «в себе», а учиться помогать себе другими способами – учиться жить иначе.
Итак,
- Во-первых: нашего «внутреннего критика» нужно начать признавать важным и нужным.
Когда он нас критикует (когда мы себя критикуем), можно обращаться к себе с такой речью:
«Спасибо тебе. Твоя забота для меня очень важна. Я понимаю, что ты стараешься для меня и хочешь, как лучше. У меня к тебе только одна просьба: мне было бы гораздо легче воспринимать твою заботу, если бы ты высказывал свою критику в более мягкой форме, чтобы я чувствовал твою любовь».
- Во-вторых: обращаться с подобной же речью также и к тому себе, на которого направлена самокритика за допущенную ошибку, и поддерживать себя (как поддерживали бы мы своего ребёнка): «У тебя сейчас не получилось. Но это не значит, что ты плохой. Ты хороший и нужен мне. Я тебя не брошу, я с тобой. Мы учтём эти ошибки, и в следующий раз постараемся сделать лучше».
Практика такого бережного общения с собой постепенно будет способствовать оздоровлению микро-климата в нашем «внутреннем коллективе», который и является нами.
Разумеется, бывают случаи, когда самонеприятие зашло уже так далеко, что без помощи психотерапевта – без помощи таких отношений, в которых человек может постепенно «поворачиваться к себе передом, а к лесу задом» – уже не обойтись...
© В.В. Ляшенко
26.03.2017